Ви є тут

Физическая культура в контексте формирования трудового потенциала

Автор: 
Палагина Зоя Николаевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
195358
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................. 3
Глава 1. Методологические основы социально-экономического
подхода к исследованию физической культуры...................13
1.1. Теоретическая интерпретация физической культуры........13
1.2. Взаимосвязь физической культуры и трудового потенциала.. ..28
1.3. Состояние ресурсной обеспеченности физкультурной деятельности в современной России..................................43
Глава 2. Развитие физической культуры в фокусе совершенствования трудового потенциала России...............................................72
2.1. Место физической культуры в обеспечении трудоспособности акторами экономического поведения................................72
2.2. Физическая культура в структуре ценностных ориентаций..............................................................94
2.3. Совершенствование программ развития физической культуры..............................................................120
Заключение................................................143
Список использованной литературы.........................148
Приложения................................................163
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования физической культуры как социального фактора экономических процессов определяется задачами формирования трудового потенциала страны. Изучение факторов, влияющих на физическую работоспособность населения, необходимо для решения социально-экономических задач, поскольку источником всех производимых благ в обществе является труд человека. Особое значение исследование возможностей для поддержания здоровья работающего населения приобретает в ситуации ухудшения физиологических параметров работоспособности населения и общих показателей его воспроизводства, сложившейся с начала 1990-х гг.
Анализ влияния физической культуры на ресурсы организма нужен для разработки мероприятий государственной власти по обеспечению физической работоспособности граждан. Требуется научное обоснование социально-экономической политики, направленной на формирование трудового потенциала страны в период трансформации экономического порядка, вызвавшей исчезновение гарантированного трудоустройства. Изучение зависимости физкультурной деятельности населения от политики в сфере развития физической культуры обосновано необходимостью достижения поставленных государством целей и задач, оценки эффективности вложений.
Решение социальных проблем обеспечения физической работоспособности населения требует исследования нормирования поддержания ресурсов организма акторами экономического поведения. В формировании личного трудового потенциала сложились очевидные противоречия, требующие специального анализа. Занятия физической подготовкой в образовательных учреждениях реализуются в целях укрепления здоровья молодого поколения, хотя показатели здоровья подрастающего поколения за последние десятилетия имеют стойкую тенденцию к снижению. Государственные мероприятия по физическому развитию населения как средство укоренения физкультурной деятельности в повседневной практике самих трудящихся по поддержа-
3
Т.И. Ойзерман, Д.М. Гвишиани, В.В. Мшвениерадзе, И.С. Нарский, B.C. Семёнов - определяют культуру как специфический способ развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда11.
В предметном поле культурологии культура так же, как и в философии, получает номинальные определения. Например, О.Шпенглер подчёркивал отличие идеи культуры от её чувственных проявлений12. А.Швейцер культурой считал совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов»13. В культурологических концепциях наиболее полно представлены эволюция, этиология и смыслы вербального символа «культура». С учётом уже приведённых примеров определений культуры можно согласиться с датским культурологом Й.Хейзингой, что невозможно дать номинальную дефиницию культуре с полным выражением её содержания. Он считает, что можно только перечислить родовые черты культуры. По его мнению, к ним относятся следующие условия:
- культура требует равновесия духовных и материальных ценностей;
- культура направлена на идеал, выходящий за рамки индивидуального, на идеал сообщества как общественное благо. Идеал может быть духовным, социальным или экономическим и считается общепризнанным благом;
- культура является господством над природой14.
Духовность является существенной чертой культуры согласно её смыслу в культурологии. Переоценка материальных достижений общества рассматривается культурологами как отмирание культуры (О.Шпенглер, Й.Хейзинга).
11 Гуревич П.С. Указ. соч. С.49.
12 Шпенглер О. Закат Европы // Антология культурологической мысли. М.,1996.С.229.
13 Швейцер А. Культура и этика // Антология культурологической мысли. М.,1996.С.224.
14 См.: Хейзинга Й.Ношо ludens. В тени завтрашнего дня. М.,1992.С.258-262.
16
Проанализируем содержание «культуры» в неклассическом подходе, получившем своё развитие в социальном знании. Оно лежит вне поля метафизики культуры и включает её эмпирические выражения. В социальных науках преобладает описательный вид определения культуры. Социологи и антропологи не различают культуру и цивилизацию и фактически отождествляют культуру с её проявлениями, определяя её путём перечисления явлений культуры, по выражению С.Бенхабиб, приравнивают её к сумме социальных систем и порядков, связанных смыслом, репрезентацией и символизацией15. Критикуя сложившуюся в социальном знании традицию дескриптивных определений культуры, антрополог Т.С. Элиот справедливо заметил, что части культуры, на которые она может быть рассечена, не могут быть самой культурой, что «культура есть большее, чем собрание искусств, обычаев и религиозных верований»16. Тем не менее, имея корни в методологии эмпирических наук со свойственными ей принципами связи конкретного и абстрактного, эта традиция воспроизводится на каждом витке развития антропологии и социологии.
Начало традиции положил Э.Б. Тайлор. Он впервые расчленил смысл культуры на слагаемые: знания, верования, искусства, нравственность, законы, обычаи и некоторые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества17. Далее в антропологии одни исследователи причислили культуру к классу явлений, относящихся к поведению человека. Например, Ф.Боас определял культуру как «совокупность ментальных и физических реакций и действий, которые характеризуют поведение индивидов, составляющих группу»18. Другие антропологи отграничивали культуру от
15 Бенхабиб С. Притязания культуры: Равенство и разнообразие в глобальную эру. М.,2003. С.З.
16 Элиот Т.С. Заметки к определению культуры // Антология культурологической мысли. М.,1996.С.261.
17 Тайлор Э.Б. Первобытная культура // Антология культурологической мысли. М.,1996.С.122.
18 Цит. по: Уайт Л.А. Понятие культуры //Антология исследований культуры. СПб., 1997.С.39.
17