2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования полилингвизма как социологической проблемы.
§1.1 Социальные предпосылки актуализации полилингвизма.........14
§ 1.2 Проблема языка в современном мире: общественное и личностное в социальном познании..........................................41
Глава 2. Социальный контекст формирования и развития
полилингвизма как компонента экономической культуры.
§ 2.1 Культура - общение - полилингвизм в организации..........79
§2.2 Когнитивно-лингвистическая карта региона как основа проектирования оптимизации общения в организациях.............110
Заключение....................................................163
Библиографический список использованной литературы............169
Приложение 1.................................................182
Приложение 2.................................................187
3
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования определяется тремя взаимосвязанными процессами, происходящими в современном обществе.
Научно-техническая революция второй половины XX века ознаменовала собой наступление качественно нового этапа разделения общественного разделения труда.
Структурно-функциональная дифференциация социальных действий охватила сферу повседневной жизни людей, быт, домашнее хозяйство. Она определяет поведение человека на конкретном рабочем месте.
Новые структурно-функциональные системы взаимодействий определяют нормы, принципы, образцы поведения: всю социальную культуру общества, группы, индивида. Представления о смысле жизни и деятельности формируются в процессе многостороннего и равно необходимого участникам межсубъектного взаимодействия.
С одной стороны, чтобы представлять и защищать свои интересы, группа или индивид должны воспринимать себя как субъекта. Они презентуют себя в качестве самостоятельных социальных субъектов другим индивидам, общностям, обществу в целом.
С другой стороны, чтобы успешно представлять свои интересы, субъектам приходиться постоянно и все более осознанно, целенаправленно, соотносить нс только свои действия, но и замыслы, представления с позициями других субъектов. Это возможно только на основе соотнесения смыслов поведения участников межсубъектных взаимодействий, обмена смыслами, дискурса.
Научно-техническая революция создала объективные предпосылки для дискурса, охватывающего все стороны жизнедеятельности общества и индивида в современных условиях.
Идеи Э.Дюркгейма об организационной солидарности соединяются с принципами понимающей социологии М.Вебера уже не только в промышленности, но и в быту, в повседневной, обыденной жизни.[40, 41,
17
относятся к такого рода попыткам: вертикальные структуры социального управления переживают кризис легитимности. [20, С.6]
Важно иметь в виду, что мировая экономика исторически складывалась под определяющим воздействием западноевропейской/ североамериканской модели экономических отношений. Это нашло свое отражение в цивилизационном подходе к обществу, в рамках которого, во-первых, западноевропейская цивилизация признается высшим типом цивилизации вообще, и, во-вторых, присущая данному подходу идея прогресса сводится к необходимости и даже неизбежности «европеизации» или «американизации» всего мира.
Противоречивость данного подхода стала предметом специальных исследований Мура Б.и Тили. Ж. [163, 164, 174, 175, 176]
Действительно, известное сходство современных социально-экономических структур, несомненно, хотя пути формирования нынешних сообществ различны.
Современные социально-экономические структуры Англии, Франции, США сложились в результате буржуазных революций. В России, Китае, Вьетнаме и т.д. они явились следствием революций социалистических. В Германии и Японии формирование современных структур оказалось связанным с авторитарными буржуазными диктатурами.
Эти различия, так или иначе, наложили свой отпечаток на политический строй, социальную культуру, менталитет этих стран. Но предпосылкой тех процессов, которые определяются понятием «модернизация», повсеместно оказалось население. Поэтому можно предположить, что классовая борьба, демократия, диктатура представляют собой различные проявления одного и того же процесса. И все они соотносятся с представлениями о справедливости, о возможностях достижения «светлого будущего».
Дело в том, что общество - поскольку оно состоит из различных социальных субъектов - конфликтогенно по своей природе: не могут
18
различные субъекты одинаково относится к любому объекту их деятельности, тем более, если это объект их совместной деятельности, взаимодействий. Социальные конфликты же никогда не сводятся к чисто материальным интересам даже тогда, когда эти интересы играют действительно решающую роль в процессе самого конфликта.
Определяющее влияние на выбор способа действий оказывает представление людей о возможных в данной ситуации альтернативах. Л это, в свою очередь, зависит, от того дают ли социальные институты своим членам возможность взглянуть на свое положение участника ситуации со стороны, с точки зрения новых для них форм восприятия и поведения.
По существу, развитие общества - это интерсубъективные процессы, включающие в себя те или иные представления субъектов о конфликтном процессе, его альтернативах. Нет представления об альтернативах - любой процесс воспринимается субъектом как безальтернативный.
Это и лежит в основе представлений о необходимости, свободе, справедливости и т.д., формирующих «репертуар народных действий».
Данный «репертуар» представлен тремя типами действий:
- унаследованными от прошлого;
- закрепившимися в практическом, повседневном опыте;
- воспитанными посредством организационного и целенаправленного социального воздействия.
На крутых переломах истории складывается положение, когда унаследованные от прошлого типы социальных действий заведомо непригодны. Типы, формирующиеся и закрепляющиеся в повседневном практическом опыте, также заведомо направлены на выживание «здесь и сейчас», в обстановке того хаоса дисфункционализации, который возникает в моменты реструктурализации социальных систем.
Те же типы социальных действий, которые пытаются воспитывать, например, институты образования, воспринимаются скептически, т.к. они еще не апробированы на практике.
- Київ+380960830922