СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________________________3
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО ФРГ- 15
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА-.................................................... -______________ 15
1.1. Эволюция либеральных идей в Германии и появление ордолиберализма........15
1.2. Фрайбургская школа и теория хозяйственного порядка В. Ойкена............21
1.3. Неолиберальная концепция социального рыночного хозяйства А. Мюллера-Армака.... 40
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА ___________________________51
2.1. Становление социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии (1948 -
1966 гг.). Идеи и реформы Л. Эрхарда.........................................52
2.2. Проблемы развития социального рыночного хозяйства ФРГ до объединения
Германии (1967-1982 гг.).....................................................78
2.3. Тенденции развития объединенной Г?рмании (90-е гг. и начало 2000 гг.).
Гюбаюзация и перспективы социального рыночного хозяйства.....................82
ГЛАВА И. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА___________________ -.......................................... 94
1. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ВЫБОРА РОССИЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ 95
1.1. Конституирующие принципы теоретической модели рыночного государства.....95
1.2. Мировые модели рыночной экономики. Особенности российского пути.........98
2. ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА К НАЧАЛУ XXI ВЕКА 113
2.1. Формирование экономической системы России..............................113
2.2. Проблемы и ориентиры социальной политики Российской Федерации..........122
2.3. Роль государства. Социальная ответственность в трудовых отношениях РФ..135
2.4. Перспективы преобразования социачьно-экономической формации российского государства. Вопросы глобализации и защиты национальных интересов.140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.—--------------------------------------------------------------- 160
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ----------------------------------------------- 166
ПРИЛОЖЕНИЯ 177
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В начале нового столетия и тысячелетия разговор о будущем России представляется особенно важным. Ведь именно в данный момент страна оказалась на перепутье. Но этот разговор окажется продуктивным в том случае, если будет уделено внимание содержательным проблемам, раскрывающим как причинно-следственные связи нашего прошлого и настоящего, так и явлениям, происходящим вне нашей страны и связанным с развитием мировой экономики.
Мировая практика показывает, что моделью развития общества в XXI веке является модель, обеспечивающая устойчивое экономическое и политическое развитие, социально ориентированная и социально ответственная. Общество подошло к осознанию национальных целей, возвышающихся над экономикой, над индивидуальными материальными заботами. В построении такой модели заинтересованы все составляющие силы современного общества, и каждая из них должна сознавать свою долю ответственности за это, идет ли речь о государстве, политических партиях, бизнесе, неправительственных организациях или отдельных гражданах.
Социальное рыночное хозяйство (Soziale Marktwirtschaft)- это теоретическая концепция и специфический тип рыночной экономики, получивший развитие в ФРГ. Впервые это понятие появилось и стало широко известным в связи с экономической политикой, проводимой после Второй мировой войны в Западной Германии министром экономики Людвигом Эрхардом - впоследствии канцлером. Доктрина Л.Эрхарда была разработана на теоретическом фундаменте ордолиберализма, представленного в трудах ученых Фрайбургской школы экономики 30-40-х годов -прежде всего В.Ойкена, а также его непосредственных последователей - Ф.Бёма, Л.Микша, Х.Г.Дерта. Будучи специфически немецким вариантом либеральной концепции, доктрина Л.Эрхарда во многом противоречила ведущим экономическим воззрениям того времени - кейнсианству и дирижизму. Однако, несмотря на неодобрительные комментарии экономистов Англии и США, в условиях острого политического противодействия намечаемым реформам со стороны деятелей всех
Идейную основу «государственного социализма» составляли критика политики laissez faire и требования о расширении функций государства.
Главным объектом экономической критики с позиций «государственного социализма» было известное положение Смита о естественном тождестве частных и общественных интересов в экономике свободной конкуренции, где действует автоматический механизм снижения цен, приспособления спроса к предложению, и капиталы могут найти для себя наиболее выгодные сферы приложения в условиях прогрессивно развивающегося разделения труда.
Вторая половина 19 века ознаменовалась быстрым ростом германской крупной промышленности. В 50-60-ые годы в Германии завершился промышленный переворот, за указанные два десятилетия страна достигла больших успехов в развитии индустрии и торговли, телеграфной связи, строительстве железных дорог, в расширении пароходных сообщений. Благодаря превосходству в темпах роста, к 1870 г. Германия почти догнала Францию по общему уровню экономического развития, а по мощности тяжелой индустрии ее превзошла. Отставание от Англии еще оставалось в несколько раз, но и этот разрыв сокращался.
Последняя треть 19 века ознаменовалась в Германии, как и в других западных странах, общим подъемом науки и техники, преобразованием старых традиционных и возникновением новых прогрессивных отраслей. Эти процессы развивались в тяжелой индустрии, в металлургии, в электротехнической и химической промышленности, в фармацевтическом производстве и др. К 1913 г. по общему объему промышленного производства Германия заняла первое место в Европе (после Англии) и второе в мире (после США)1.
Как свидетельствовали экономисты-историки, к теории государственного социализма Бисмарк был в высшей степени индифферентен. Для оправдания своей социальной политики он предпочитал обращаться к принципам христианства или Прусскому кодексу законов. Тем не менее, некоторые специалисты по истории
' Новая история. Часть II / Под ред. акад В.М.Хвостова. Изд восемнадцатое. М., 1980. С.31.
18
экономической мысли называли Бисмарка лучшим пропагандистом государственного социализма в Германии.
Как нам представляется, государственный социализм в практическом исполнении канцлера Бисмарка представлял собой систему организованных мероприятий по укреплению государственного строя, поддерживающего развитие буржуазных отношений и крупного промышленного капитала при сохранении консервативного социального союза с юнкерством и кайзеровской атастью - в условиях ряда вынужденных уступок рабочему движению, направленных на его нейтрализацию.
Усиление социальных функций государства на основе бисмарковского законодательства, по всей видимости, можно считать началом роста «организованной экономики», которая развивалась, наряду с рыночной, в последующие десятилетия, пока не рухнула вместе с поражением Германии во второй мировой войне. С одной стороны, вплоть до 40-50-х послевоенных годов, в стране действовало вполне либеральное по своему экономическому содержанию ^ рыночное законодательство - Всеобщий германский Торговый кодекс 1861 г.,
обновленный на его основе Торговый кодекс 1897 г., Гражданский кодекс 1896 г. С другой стороны, с конца 19 века государство поощряло образование картелей, которые монополизировали экономику и сковывали конкуренцию.
Тенденция превращения Германии в «страну картелей» резко усилилась в 30-е годы XX века с приходом к власти национал-социалистов и установлением тоталитарного строя. По закону 1934 г. «Об органическом построении германской экономики» было образовано шесть имперских хозяйственных групп - промышленность, энергетика, банки, торговля, страхование, ремесло, которыми руководили назначенные государством фюреры - крупные монополисты, наделенные широкими полномочиями. Им подчинялись десятки отраслевых и территориальных фюреров, которые, в свою очередь, руководили фюрерами - директорами предприятий, а те -командами рабочих. Как подчеркивал В.Ойкен, «с 1936 г. Германия перешла к тому, чтобы увеличивать масштабы регулирования экономического процесса руками центральных плановых органов... Прежние частные властные структуры синдикатов
- Київ+380960830922