Ви є тут

Социальные детерминанты формирования коммуникативной компетентности менеджеров : По материалам хозяйствующих субъектов разных форм собственности г. Казани

Автор: 
Полякова Оксана Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275183
179 грн
Додати в кошик

Вміст

План.
Введение.
1. Профессиональная деятельность и конструирование социального мира: теоретико-методологические аспекты исследования.
1.1 .Профессионализм и компетентность как категории социального познания.
1.2.Социальнос познание как основа социального конструирования.
2. Методологические вопросы изучения динамики коммуникативной компетентности.
2.1 .Коммуникации в современном обществе.
2.2.Социологические модели коммуникаций.
2.3.Семиотические модели коммуникаций.
3. Состояние и тенденции коммуникативной среды экономистов в современном российском обществе (по материалам эмпирического исследования хозяйствующих субъектов г. Казани).
3.1 .Состояние и самооценка коммуникативной среды и ее роли в профессиональной деятельности в зависимости от типа организации: общее и особенное в коммуникативной компетентности менеджеров.
3.2.Структура и содержание проблемных полей коммуникационной культуры в хозяйствующих субъектах.
3.3.Методология и методика оптимизации организационной коммуникации как фактора профессиональной компетентности.
Заключение.
Список библиографической литературы.
Приложение.
Введение.
Актуальность темы исследования.
Развитие рыночных отношений, формирование новой структуры собственности, изменение традиционных систем управления, расширение хозяйственной самостоятельности, международная интеграция экономических систем требуют формирования адекватного этим процессам менталитета во всех звеньях экономики и на всех ее уровнях.
Трансформация российского общества привела к изменению характера социальных связей и взаимодействий. Директивно-плановая, командно-административная система организации хозяйства ушла в прошлое. Субъекты вынуждены действовать в соответствии с собственными представлениями, мнениями и оценками. Различие интересов, ценностей, мотивов, воспринимавшееся ранее как нечто второстепенное, вышло на первый план и потребовало создания адекватных организационных форм.
Целью функционирования любой организации является эффективность ее деятельности, которая, в свою очередь, во многом достигается благодаря профессионализму и компетентности персонала. В условиях рынка успех сопутствует тем организациям, которые больше внимания уделяют развитию своего персонала. Более квалифицированный персонал обеспечивает оптимизацию всех внешних и внутренних взаимодействий организации.
Появление на нашем рынке зарубежных компаний или их представительств подтолкнуло российские предприятия пересмотреть свой подход к организационному поведению и, как следствие, к роли коммуникативных взаимодействий в функционировании и развитии современных организаций.
Происходящие в мире глобальные социально-экономические изменения, интенсификация жизни, информатизация общества и глобализация выдвинули на первый план проблему управления социальными коммуникациями как внутри организации, так и между организацией и ее
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации прошли обсуждение на ежегодных научно-практических конференциях, проходивших в 2001-2004 г.г. в Казанском государственном финансово-экономическом институте и изложены в пяти публикациях автора.
Ряд практических рекомендаций по формированию коммуникативной компетентности экономистов был изложен в учебно-методической разработке по организации коммуникативных ситуаций в сфере официального общения, вышедшей в КГФЭИ в 2004 г.
1. Профессиональная деятельность и конструирование социального мира: теоретико-методологические аспекты исследования.
1.1.Профессионализм и компетентность как категории социального
познания.
Представления о профессиональной деятельности и профессионализме возникли очень давно. Еще Конфуций, Платон и Аристотель рассматривали идею выполнения индивидом определенных социальных, общественнополезных и значимых функций. Со временем значение профессиональной деятельности менялось. Для того чтобы понять, какое место в современном обществе занимает профессионалы, то есть люди, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности, необходимо, прежде всего, рассмотреть общие понятия социальной стратификации.
Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного общества [116,
С.88]. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются
более престижными по сравнению с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа дифференцирована независимо от того, избираются их начальники или назначаются, достаются им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.
Существует множество стратификационных критериев, по которым возможно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что мы называем стратификационной системой. П. Сорокин полагает, что стратификация может быть трех основных видов -экономическая, политическая и профессиональная. В. Радаев придерживается несколько иного подхода, считая, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм [102, С .17]. Он предлагает девять типов стратификационных систем, которые могут быть использованы для описания любого социального организма:
- физико-генетическая
- рабовладельческая
- кастовая
- сословная
- этнократическая
- социально-профессиональная
- классовая
- культурно-символическая
- культурно-нормативная.
Нас интересует социально-профессиональная стратификационная система. В рамках этой системы группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли - обладание