Содержание
Введение...............................................................2
Глава 1. Общество и рынок........................................... 12
§1. Общество как совокупность взаимоотношений.......................12
Понятие коммуникации............................................. 12
Средства коммуникации человека.....................................21
Развитие средства коммуникации человека............................29
Креативость и деструктивность - характер коммуникации.............41
§2. Рынок как совокупность взаимоотношений ........................50
Рынок как коммуникация.............................................50
Характер рынка.....................................................58
Влияние общественного характера на рынок...........................68
Глава 2. Сравнительный анализ Японии и России.........................78
§1. Различия в формах коммуникации между Японией и Россией..........78
Средства коммуникации ............................................78
Свобода и связь: анализ России и Японии............................89
Особенность формы отношений : Япония и Россия......................98
§2. Общество и рынок: Япония и Россия..............................108
Феномен формы коммуникации в обществе.............................108
Влияние коммуникации на рыночное поведение........................116
Заключение...........................................................128
Список литературы....................................................137
(/V
1
Введение
Актуальность темы исследования. Современное общество определяется как рыночное общество. Очевидно, что рыночная система расширяется в разнообразных отраслях: в области труда, образования, семьи, экологии, земельной продажи и т. д. Экспансия рынка распространяется и на те отрасли, которые раньше были абсолютно независимы от хозяйства. Очень существенно то, что говорил еще К. Поланьи, а именно, что «рынки будут всецело управлять жизнью человеческого общества»1. Другими словами, рыночные отношения охватывают всю связь между людьми. В настоящее время рынок и общество соединяются.
Исторически рынок находился на границе сообщества, т.е. он существовал вне общества. Взаимодействие между рынком и обществом было очень несущественно. К. Поланьи утверждает, что в XIX веке рыночная экономика охватила все общество и рынок занял главное место, определяющее экономическое поведение человека. Между тем, в Европе только в XIX веке появляется этот феномен, а в других странах мира рыночное общество обнаруживает себя в середине или конце XX века, потому что многие колонии стали обладать суверенитетом после второй мировой войны, и социалистические страны были нацелены на рынок в 80-ых годах. Следовательно, исторически общество и рынок рассматриваются отдельно. Экономист анализирует рынок и социолог рассматривает общество, поэтому возникает необходимость анализа отношений между обществом и рынком.
В изучении рынка главную роль играет экономическая наука. Однако в ней ощущается явный дефицит субстантивного анализа реальных рынков. По мнению Дж. Ходжсона, «весьма примечательно, что в экономической литературе не так легко найти какие-либо определения рынка, и содержательные обсуждения его институциональных трактовок чрезвычайно редки. Зато изобилуют математические модели рыночных явлений, и существует поистине огромная литература по теоретическим основаниям рыночного равновесия»2. В результате того, что рынок абстрагируется в экономике, он не соответствует реальным проявлениям рынка. Причем, впоследствии экспансии рынка в мире, общество начинает больше влиять на него, и математические модели рыночных явлений теряют свое значение.
1 Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алстеия, 2002. С. G8.
2 Hodgson G. М. Economies and Evolution. Ann Arbor: University of Michigan Press, 199G. P. 172. / Цит. по Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ, 2003. С. 9
2
играет значительную роль. Не только экономика, но и социология анализируют реальный феномен как объект, но для объяснения этого феномена необходимо представление, которое рождается в результате мышления. Поэтому рассмотрение понятия коммуникации, которая основывается на интеграции людей, является фундаментом для понимания коммуникации как реального феномена.
Попытки определ1гп», что такое коммуникация, всегда сопряжены с трудностями. Понятие коммуникации имеет разнообразные толкования, и в определении всегда концентрируется социальный опыт ученого, который определяет понятие коммуникации. В этой диссертации понятие коммуникации ограничивается социальной коммуникацией человека. Исходя из этого, коммуникация определяется как взаимодействие между людьми посредством символов.
В современной социологии теоретиком «коммуникации» можно назвать Н. Лумана. Он рассматривает коммуникацию на основе системной теории. В его теории дифференциация системы и окружающего мира имеет
большое значение. Он определяет общество как «систему, конституирующую
28
смысл» и полагает коммуникацию механизмом рекурсивности смысла . Поэтому коммуникация располагается в качестве компонента социальной системы, а человек - в окружающем мире. В результате того, что коммуникацию можно рассматривать отвлеченно от человека, становится возможным ее объективное рассмотрение.
Луман считает коммуникацию аутопонстической системой. Аутопойезис — это такая организация, которая является своим «собственным состоянием», то есть таким производительным взаимодействием компонентов системы, результатом которого становятся именно эти компоненты. Набор явлений аутопойезиса чрезвычайно широк: кирпичный завод выпускает кирпичи, из которых он сам строится; организм (органы и клетки), возникший в результате соединения органов и клетки; язык как особая система, позволяющая говорить о языке, то есть о самой себе, и -через язык “ решать вопрос о том, что надо говорить, какие слова произносить29. Таким образом, «только коммуникация может осуществлять коммуникацию» и «лишь в такой сети коммуникации производится то, что мы понимаем под «действием» 30 . Следовательно, по его мнению, существование человека находится в «окружающем мире» в коммуникации.
23 Луман II. Общество как социальная система. М.: издательство, Логос. 2001. С. 50.
23 Антоновский Л. Ннклас Думай- эпистемологические основания и источники социологического конструктивизма //Луман Н. Общество как социальная система. М.г издательство, Логос. 2001. С. 210.
30 Луман Н. Что такое коммуникация? // ЬЦр7^л^.8ос.ри.ги/риЫ1са1юп5/р18/1итап_3.8Ыт1
13
Коммуникация не управляется намерением человека, который участвует в ней, а формируется по своей лотке. Часто бывает такая ситуация в повседневной жизни, когда трудно выразить свою идею словами, или когда человек говорит о вещах, о которых он не имеет представления.
По Луману, коммуникация не означает передачу сообщения от отправителя к получателю. Он определяет ее как следующее: «Она осуществляется посредством трех различных селекций, а именно: селекции информации, селекции сообщения этой информации и селективного понимания или непонимания этого сообщения и его информации»31. Каждая информация представляет собой результат селекции информации. Например, в процессе коммуникации я выбрал информацию А, а не Б. У меня есть возможность выбрать информацию Б, но я выбрал именно информацию А. Для того, чтобы передать информацию А, мне надо выбрать средства сообщения: письменное, устное и т.д. Внутри коммуникации всегда существует разница между информацией и сообщением. По Луману, осознание различия сообщения и информации представляет собой понимание: «Поэтому коммуникация осуществляется лишь в том случае, если, прежде всего, понято различие сообщения и информации. Эго отличает ее от голого восприятия поведения другого. Коммуникация схватывает в акте понимания различие между информационной ценностью се содержания и причинами, по которым сообщается содержание. При этом она может подчеркивать ту или иную сторону, то есть больше обращать внимание на саму информацию или на экспрессивное поведение. Иными словами, следует быть в состоянии допустить, что информация не понимает себя сама по себе, и что для ее сообщения требуется особое решение»32. В коммуникации возможность селекции информации и сообщения формируют различие между ними и одновременно единство.
По Луману, «понимание» тоже является селекцией и выбором из многих возможностей. Точнее, «понимание» означает принятие двойной селекции в коммуникации (селекцию информации и сообщения) как предпосылку следующего поведения. Условно обозначим составляющую, сообщения в коммуникации - Альтер (другой) и часть понимания — Эго (Я). Информация представляет собой инорсференцию, т.с. Альтер реферирует что-то кроме себя. Сообщение представляет собой самореферснцию, т.е. сообщающий Альтер обрабатывает информацию в отношении себя и посылает информацию как поступившее поведение. «Понимание» означает, что Эго понимает факт единства информации и сообщения как предпосылку
31 Луман II. Что такое коммуникация? //Ь1(р-/Л%'\\ач-.8ос.ри.ш/риЫ1са1юп8/ри/1ишап_3.ьЬ1ш1
32 Луман Н. Что такое гоммушнсация? // Ьир7Лу\т.бОс.ри.ги/риЬНса1юп£/р18/1итап_3.вЫт1
14
- Київ+380960830922