Ви є тут

Тенденции развития общества потребления на современном этапе : Социологический анализ

Автор: 
Данильченко Александр Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
272986
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
ГЛАВА (. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ «ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ» В ТЕОРЕТИКО -МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ.............................10
1.1 Теоретические подходы в понимании «общества потребления».....................................10
1.2 Взаимосвязь производства и потребления как социоэкономический процесс.......................23
1.3 Характер потребления в условиях ресурсного ограничения......................................33
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ «ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ» НА ЭТАПЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН.....................................45
2.1. Эволюция «общества потребления» в западно -европейской социологии...........................47
2.2. Место Европы на евразийском экономическом пространст ве в условиях трансформации системы «производство-потребление».......................58
2.3. «Общество потребления» в системе глобальных конфликтов.......................................78
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ В МИРОВОЙ СИСТЕМЕ «ПРОИЗВОДСТВО-ПОТРЕБЛЕНИЕ».............................89
3.1 Ретроспектива «социалистического» характера потребления......................................91
3.2 Особенности русского экономического
менталитета.................................102
3.3 Возможные варианты российской модели будущего «общества потребления»..........................120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................136
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................142
2
Введение.
Актуальность темы исследования. Всё более возрастающий уровень жизни и потребления в развитых западных странах позволяет называть эти страны «обществом потребления», где сглаживание классовых и социальных противоречий производит ощущение полного их исчезновения в рамках данного общества. Все возможные внутренние источники протеста (низшие слои населения) в этих странах не представляют серьезной опасности для остальных членов общества и привязаны к уже достигнутому наличному уровню благ и потребностей и безальтернативному сценарию дальнейшего прогресса, где они медленно, но уверенно интегрируются в «общество потребления». Таким образом «общество потребления» становится основным показателем социально - экономической развитости государства не только как идеология самодостаточного материального потребления и комфорта, но и как элемент экономически развитого общества.
Степень интеграции низших слоев общества в «общество потребления» неодинакова в разных странах. Так, например, «в США интегрированность рабочего класса уже зашла настолько далеко, что ни о каком революционном сознании не может быть и речи».1 В России же ещё сохраняется значительный революционный потенциал в среде традиционного рабочего класса, что связано с неразвитостью «общества потребления».
Высокоразвитое «общество потребления» создало «оазисы» в развитых западных странах, во многих случаях за счёт эксплуатации и «порабощения» слаборазвитых стран, что способствовало накоплению материального ресурса. Данный процесс имеет тенденцию к продолжению в глобализирующемся мире.
' Герберт Маркузе «Одномерный человек». 1964 год.
3
В результате взаимодействия платёжеспособного населения и обладающего необходимым материальным ресурсом для организации гибкого производства предпринимателя и формируется «общество потребления».
Не менее важным условием формирования «общества потребления» являются механизмы такого взаимодействия. Наиболее известной интерпретацией данных механизмов является известная концепция Дж. Кейнса. Согласно этой концепции взаимодействие предпринимателя и населения происходит через участие последнего в кредитовании деятельности предпринимателя (через покупку акций предприятия).9
В концепции Дж. Кейнса хорошо просматривается разрабатывавшаяся еще в рамках марксизма теория отношений потребление-сбережение,10 т. е. то, чго проходит через многие социоэкономические учения сквозным образом. Под сбережением здесь понимается прежде всего свободный материальный ресурс, который выходит за рамки минимума потребления (еда, одежда, жильё). В «обществе потребления» такой ресурс весьма высок. Чем он выше, тем больше возможностей возникает у общества в целом. Многие авгоры определяют даже минимум такого ресурса. Подобные подсчёты были особенно популярны в первые десятилетия после окончания. Второй мировой войны, когда Запад накапливал ресурс для бурного развития в 70-е - 80-е годы."
4 Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег.-М.,1978.
10 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Введение'/Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. г. 46.-Ч.1.-С.30-33.
" Friedman М. A theory of the the consumption function.-Princeton, 1957.-Р.60;Самуэльсон П. Экономика.-М.,1964.-с.141.
14
Таким образом, основными признаками «общества потребления» являются следующие:
1) в большинстве - демократические гражданские отношения между членами общества;
2) идеология примата личности над обществом;
3) режим законности и соблюдения прав личности;
4) рыночные отношения в обществе;
5) взаимное стимулирование потребления и производства;
6) высокий материальный ресурс общества, относительно ровно
распределённый между членами этого общества,
превышающий минимум насущных потребностей (в соответствии со стандартами современной западной цивилизации).
Данные параметры, определяющие содержание понятия «общество потребления», как теоретическая основа проблемы сложились ещё в 60-х - 70-х годах. С тех пор в мире произошли существенные изменения, что требует некоторой коррекции известной теории. Здесь имеется в виду не столько распад мировой социалистической системы, сколько внутренние изменения в рамках мирового рыночного хозяйства
Если ещё в 60-х - 70-х годах можно было говорить об обществе потребления в рамках отдельно взятой страны, то ныне география исследуемой проблемы весьма расширилась. В настоящее время в роли потребителя и предпринимателя выступают уже целые регионы. Вынося производство за пределы своей страны и инвестируя материальный (финансовый) ресурс в предприятия, сосредоточенные за границей, американские промышленники и банкиры фактически стали превращать США в мирового потребителя, а Европу, Китай, Юго-Восточную Азию -в мирового производителя. Наиболее старый в этом случае регион-
15