Ви є тут

Посредническое поведение как предмет социально-экономического анализа

Автор: 
Верховин Александр Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000343384
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение......................................................................3
Глава 1. Структура и функции института посредничества.........................11
1.1 .Институт посредничества и его значение в системе рыночного обмена........11
1.2.Модели посреднического поведения и их особенности........................ 38
Глава 2. Особенности становления и развития института посредничества в
условиях российской переходной экономики......................................76
2.1 .Формирование трансакционного сектора в российской переходной
экономике......................................................................76
2.2. Особенности посреднических моделей экономического поведения в условиях переходного периода............................................................94
Заключение........................................................................................113
Список литературы............................................................116
3
1. Введение
Актуальность темы.
Система рыночных отношений, которая находится в стадии становления в нашей стране, не соответствует требованиям развитой рыночной экономики, что отражается в конечном итоге на низкой ее эффективности. В этой связи теоретическую и практическую значимость приобретают проблемы формирования необходимых институциональных условий и соответствующих механизмов госрегуляции, обеспечивающих оптимальное функционирование субъектов, вступающих в рыночный обмен.
Практические задачи реформирования российской экономики не могут быть решены без теоретического осмысления гех «результатов», которые получены в процессе десятилетней политики спонтанной «либерализации». Выли разрушены старые механизмы централизованно-планового регулирования экономикой, а новые, соответствующие требованиям рынка, находятся в зачаточном состоянии.
«Институциональный вакуум», который объективно возник в условиях переходною периода, отрицательно влияет на функционирование всех субъектов экономического поведения, в том числе и тех, которые, в значительной степени стихийно, возникли в ракшах трансакционного сектора. Речь идет о такой противоречивой «фигуре» экономического обмена как посредник. Роль и функции этого агента рыночных отношений весьма не однозначны, особенно в условиях переходной российской экономики, так как он не соответствует требованиям цивилизованных рыночных отношений.
В этой связи возникает необходимость теоретического анализа институциональных и социально-экономических факторов, способствующих появлению в условиях российской экономики данной категории экономических агентов. Они, с одной стороны, традиционно функционируют в рамках развитых рыночных отношений, а, с друюй стороны, в условиях переходных экономик не являются фактором экономии трансакционных издержек своих клиентов.
Известно, что в развитых рыночных экономиках значительную роль играет трансакционный сектор. Он обеспечивает мобильные и эффективные формы
II
Глава 1. Структура и функции института посредничества
1.1. Институт посредничества и его значение в системе рыночного обмена.
Рынок - это система экономического обмена. Методы и способы обмена зависят от множества факторов: экономических ресурсов, которые находятся в экономическом обороте, инфраструктуры рыночного обмена и степени ее развитости, институциональных «посредников», которые «связывают» покупателей и продавцов экономических ценностей, преследуя собственные интересы, роли государства, которое устанавливает легальный порядок взаимодействия различных экономических субъектов и обеспечивает защиту и равновесие их интересов, компетентности тех или иных экономических агентов рынка, вступающих в обмен, конъюнктуры рыночных цен и т.д.
По существу все экономические действия, независимо от их специализации, являются следствием и результатом экономического обмена субъектов, преследующих собственные интересы и получающих возможность их реализации в процессе обмена экономическими ресурсами - благами, услугами, информацией и т.д.
Наиболее наглядные элементы экономического обмена демонстрирует торговля (коммерция). Она, но мнению Ф.Хайека, относится к самому древнему классу экономических действий. В своем историческом развитии торговля проходит ряд архаических фаз и промежуточных состояний, постепенно превращаясь в универсальный регулятор рыночного обмена. С точки зрения Ф.Хайека сама возможность материального производства обусловлена торговлей, она стимулирует его, регулируя процесс обмена и производства благ.9
Прежде чем рассмотреть институт посредничества, являющийся необходимым элементом обмена экономическими ценностями (товарами), исследуем механизм функционирования торговли (экономического обмена), на базе которой формируется этот институт. Торговое посредничество является древнейшей формой экономической деятельности, которая соединяет потребителей благ и их производителей. Механизм функционирования торговою посредничества
9 См.: ХайекФ Пагубная самонадеянность. М.,1992, с.70,164
12
в своих работах подробно исследовал Ф.Хайск. Рассматривая торговлю как важнейший элемент рыночных отношений, он выделяет следующие существенные параметры торговли (экономического обмена).10
1 .Рынок не производит предметов (благ), а передает информацию о них. Он обеспечивает процесс перемещения различных благ, благодаря которому изменяется их относительная ценность.
2.Изменение цены различных благ способствует тому, что отдельные рыночные субъекты используют это обстоятельство для получения выгоды (прибыли),
3.Ориентируясь на получение прибыли, рыночные субъекты производят определенные затраты для того, чтобы, перемещая товары во времени и в пространстве, доставить их от производителей к потребителям. Смысл и мотивация деятельности коммерсантов (торговцев) определяется не только общественной целесообразностью доставки товаров потребителям, но и той прибылью, которую они (продавцы) получат в результате этого.
4.Стремление к прибили - это как раз то, что позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно. Имея дело с множеством агентов рынка (продавцов и покупателей), коммерсанты не обладают и не могут обладать полной информацией об их мотивах и намерениях. Единственное, что могут знать они достоверно, это то, что производители товаров нуждаются в ега сбыте, а потребители - в купле благ определенного количества и качества.
5.Рынок, который способствует изменению ценности (цены) благ в различное время и в различных местах, обеспечивает активных агентов коммерческого поведения шансом использовать это обстоятельство для получения прибыли (выгоды). Это и является стимулирующим фактором их деятельности.
6.Поиск информации, дающий возможность обрести этот шанс, заставляет коммерсантов, часто за свой счег и риск, предпринимать различные действия, чтобы получить доступ к этой информации.
10 См.: ХайекФ. Циг соч., с. 156-183.