Содержание
Введение..............................................................3
Гл. I Методологические основания исследования этики в системе экономических отношений...............................................14
1.1 Понятие, сущность и основные подходы к изучению этики в зарубежной науке.................................................................14
1.2 Этика как предмет исследования в трудах российского научного сообщества............................................................34
1.3 Социокультурные предпосылки экономической этики...................54
Гл. II Этические принципы формирования экономических
отношений............................................................76
2.1 Морально-нравственные критерии как основа структуры, характера и типологии экономических отношений на современном российском предприятии...........................................................76
2.2 Оценка уровня «этизации» предприятия (региональный аспект) 96
2.3 Конструирование корпоративной культуры как способ повышения
этичности предприятия................................................115
Заключение..........................................................134
Список литературы....................................................138
Приложение 1.........................................................150
Приложение 2.........................................................156
Приложение 3.........................................................162
2
Введение
Актуальность темы исследования. Среди форм общественного сознания особое место в культуре человечества занимает этика. Она является первым способом социальной регуляции, направленной на согласование действий индивидов, составляющих некоторую общность, без неё невозможна совместная целенаправленная деятельность людей, в том числе и экономическая.
Этика играет важную роль в конкурентоспособности национальной экономики, обеспечивая успешное развитие всей страны. Эффективное развитие западного предприятия сопровождается наличием высокого уровня нравственности экономических отношений, а в России эта зависимость не заметна вследствие морального кризиса в обществе.
На сегодняшний день вступление России в мировую экономику остается все еще проблематичным. И это связано не только с соблюдением формальных требований, выраженных в признании России в качестве страны с рыночной экономикой, но также с содержанием бизнеса, его организацией и набором морально-нравственных критериев, используемых в процессе принятия экономических решений. Поведение российских предпринимателей, как наиболее активной группы акторов во многом весьма далеко от того, что считается общепринятыми представлениями о нравственности. Многие руководители предприятий вынуждены руководствоваться не столько нормами морали, сколько принципом получения, любой ценой, прибыли, без которой они не смогут существовать.
Успех этизации современной экономики связан с изменением институциональных основ, т.е. системы связей, контактов, отношений, которые формируются непосредственно в организации, где работают люди. Проблема формирования процветающей экономики и обеспечения достойного уровня благосостояния для всех россиян может быть решена
3
посредством опыта и тяжелых экспериментов открыло и, по крайней мере, на идейном уровне признало в качестве неоспоримых целей и ценностей основные элементы, задающие фундамент современной цивилизации: ценность и права личности, демократию, правовое государство, рыночную экономику, гражданское общество. Однако эти элементы не могут рационально использоваться без высших нравственных начал каждого человека, т.е. без этики.
Существует множество определений этики, рассмотрим некоторые из
них:
«Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одно из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную систему. Предметом изучения этики является мораль как совокупность исторически определённых норм, представлений, правил поведения людей реализующихся в их нравственных действиях и поступках»48.
«Этика - система норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы»49.
«Этика - 1) раздел философской науки, объектом изучения которого является мораль, её природа и сущность, нравственность как форма общественного сознания; 2) нормы поведения в обществе, отношения с другими людьми, предписываемые особым общественным и профессиональным статусом человека. Этика связана с ценностями, относящимися к человеческому поведению, которые свидетельствуют о
48 Философский энциклопедический словарь [Текст] / ред. В.А.Алсксеев. - М.: 1991.
49 Этика [Электронный ресурс] // www.webadmin@gIossary.ru
15
правильности или ошибочности определённых действий, о мотивах и результатах таких действий»50.
«Понятия «этика», «мораль», «нравственность» этимологически схожи, тождественны. Древнегреческое слово «еМка» служит аналогом латинскому понятию «тогаНз» и русскому самобытному термину «нравственность»”51. Все они подразумевают некую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. В ходе развития духовной культуры человечества эти понятия стали приобретать относительно самостоятельные смысловые оттенки.
Исследователи этических явлений уверены, что в сущности, задачи этики состоят не в том, чтобы настаивать на недостатках человека и упрекать его за его «грехи»; она должна действовать в положительном направлении, вызывая к лучшим инстинктам человека. Она определяет и поясняет немногие основные начала, без которых люди не могли бы жить обществами. Но затем она вызывает к чему-то высшему: к любви, к мужеству, к братству, к самоуважению, к жизни, согласной с идеалом. Наконец, она говорит человеку, что если он желает жить жизнью, в которой все его силы найдут полное проявление, он должен раз и навсегда отказаться от мысли, что, возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других.
Главная цель этики - не советование каждому порознь, а скорее поставить перед людьми, как целым, высшую цель - идеал, который лучше всякого совета вёл бы их инстинктивно к действию в должном направлении. Подобно тому, как цель воспитания ума состоит в том, чтобы мы привыкли делать множество верных умозаключений почти бессознательно, точно так же цель этики - создать в обществе такую атмосферу, чтобы большинство вполне импульсивно, т.е. без колебаний, совершала бы именно те поступки, которые
50 Управление организацией. Словарь. [Текст] / ред. В.В. Фролов. - М.: 2002.
51 Росенко, М.И. и др. Основы этических знаний [Текст] / М.И.Росенко и др. - СПб.: 1998.
16
- Київ+380960830922