Ви є тут

Доверие как социальный фактор развития малого предпринимательства

Автор: 
Халикова Ляля Вагизовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
147
Артикул:
195326
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел 1. Теоретико-методологические подходы к изучению доверия и социального капитала
Раздел 2. Малое предпринимательство и динамика его развития в РФ и РТ в 1990-е - 2000-е гг.
Раздел 3. Исследования доверия в современной России среди населения и в
предпринимательской среде
Заключение
Список литератур],1
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конец XX века в ряде стран был ознаменован подъемом (или возрождением, как в России) малого бизнеса. Кризис государственного планирования и бюрократического хозяйствования заставил вновь вспомнить о возрождении предпринимательского духа или даже о «героике предпринимательства»1.
Малое предпринимательство в России с конца 1980-х гг. начало заполнять те ниши, которые пустовали в плановой экономике. Оно разгрузило как крупные предприятия, так и домашние хозяйства от несвойственных им функций, смогло создать значительное количество рабочих мест. О том, какое значение придается развитию малого бизнеса руководством России, видно из слов Президента Российской Федерации на заседании Государственного Совета РФ в Тобольске 27 марта 2008 г. Малый бизнес был назван им одним из решающих факторов обновления страны «на принципах реализации человеческого капитала, роста ини-ци ати вы, ответст вен I юсти»2.
Вместе с тем с самого своего возрождения и до сегодняшнего дня развитие малого предпринимательства в Российской Федерации сдерживается рядом условий. Обычно среди этих условий называются факторы макроэкономического порядка: несовершенство системы налогообложения, административные барьеры, неразвитость механизмов кредитно-финансовой поддержки и страхования рисков малых предприятий, незащищенность предпринимателей по отношению к криминальным структурам, а в последнее время все чаще - и силовым государственным структурам и пр. Эти проблемы в целом неплохо известны, и ряд выступлений Президента Российской Федерации прямо и непосредственно направлен на разрешение именно этих проблем малого бизнеса. «Надо, чтобы правоохранительные органы и органы власти перестали кошмарить бизнес», - заявил он 31 июля 2008 г. на встрече с группой малых предпринимателей в г. Гагарин Смо-
' Радаев В.В. Экономическая социология / В.В. Радасв. - М.: 11зл. лом ГУ-В1ИЭ, 2005. - С. 228-229.
‘ Критерии определения малого бизнеса в РФ излишне усреднены - Медведев // 1шр: // wwvv.rian.ru/cconomy/ 20080327/102336815.htm I.
13
2003 г.) - быстрым ростом российского малого бизнеса, что, по-видимому, связано с общим экономическим подъемом в стране.
• 4. В малом предпринимательстве Республики Татарстан роль доверия невелика (меньше даже, чем предполагалось вначале). Реальное поведение представителей малого бизнеса управляется в значительной мере факторами иными, нежели личное доверие (ценой товара, личным опытом, наличием предоплаты, неформальными механизмами контроля).
5. Тем не менее существуют определенные «островки» доверия и в предпринимательской среде. Большему доверию способствуют длительные деловые отношения или рекомендации. В большей мере, чем остальным, предприниматели склонны доверять землякам и родственникам. Доверие может выражаться в отсутствии предоплаты или небольшой предоплате, а также пренебрежении формальными письменными договоренностями.
6. Групповое доверие нашим малым предпринимателям свойственно еще в меньшей мере, чем доверие межличностное. Практически вес опрошенные проявили равнодушие к официальным предпринимательским организациям. В качестве институтов, в той пли иной мере заслуживающих доверия, предприниматели чаще всего называют суды, реже всего — контролирующие инстанции. Большинство предпринимателей также склонны связывать определенные надежды на поддержку и развитие малого бизнеса с федеральными органами государственной власти, высшим политическим руководством России.
Научная значимость диссертации. Научная значимость диссертации состоит в том, что она является одной из первых работ, в которой осуществлена попытка выявить и охарактеризовать значение различных форм доверия для развития малого предпринимательства па примере Республики Татарстан. Полученный автором эмпирический материал может быть положен в основу теории, описывающей и предсказывающей значение различных форм доверия для развития малого предпринимательства в российских регионах.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что представленные в работе выводы и рекомендации могут использоваться органами государст-
14
венного управления и муниципального самоуправления для разработки программ поддержки и развития малого предпринимательства.
Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей и студентов высших учебных заведений, занимающихся проблемами социального капитала, развития малого предпринимательства, экономического поведения. Материалы работы могут быть востребованы для подготовки лекционных и практических занятий по общему курсу социологии, а также экономической социологии и социологии предпринимательства, экономического поведения.
Отдельные выводы проведенного исследования могут послужить исходным пунктом дальнейших научных исследований.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 4 публикациях автора, в том числе одной статьи в издании, рекомендованной ВАК. представлялись им па научных и паучно-ирактпческих конференциях различного уровня, в том числе Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию Академии государственного и муниципального управления при Президенте РТ «Государственная и муниципальная служба: история и современность (проблемы кадровой политики)» (Казань, 2006). международной научно-практической конференции «Реформирование российского общества: опыт, проблемы, перспективы» (Воронеж, 2007), Всероссийской научной конференции «II Казанские социологические чтения» (Казань, 2008), обсуждались на методологических семинарах кафедры социологии и философии Академии государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан.
Сгруктура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее научной разработанности, формулируются цель и задачи, определяются объект и предмет исследования, его методологическая основа, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы, характеризуется ее