Ви є тут

Социально-экономические проблемы реформирования российских предприятий в условиях переходного периода

Автор: 
Максутов Рустам Каримович
Тип роботи: 
Дис. канд. экон. наук
Рік: 
1999
Артикул:
1000231704
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Социально-экономические стратегии
реформирования российских предприятий
1.1. Основы формирования нового экономического поведения в условиях реформ
1.2. Экономико-социологический анализ условий реформирования предприятий
1.3. Структурные особенности предприятий в период реформ
1.4. Конкурентная специфика российских предприятий в современных условиях
Глава П. Оптимизация мотивации социально-
экономической деятельности в процессе реформирования предприятий
2.1. Социологический анализ экономической мотивации руководителей предприятий
2.2. Повышение мотивации внутрифирменного управления в процессе реформирования предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Реформ ирован и е российских предприятий представляет собой важнейшую задачу, так как именно предприятие выступает основным элементом преобразований, соединяя в своей деятельности весь спектр проблем, которые призваны решить реформы - проблемы повышения эффективности производства, повышения конкурентоспособности, роста качества продукции, удовлетворения потребностей, повышения заинтересованности, мотивированности труда, создания оптимального рынка занятости, решения многих социальных, политических, экологических проблем.
Предприятие обладает наибольшими антропогенными функциями в экономике как сфере реализации основных трудовых мотивов, установок человека, как сфере целостного воспроизводства субъекта экономической деятельности, повышение качества труда, заинтересованность в развитии производства. Разработке конкурентных стратегий в значительной мере определяется социологическими параметрами - установками и ценностями работников, их представлением об этике хозяйственной деятельности, этике и философии системы управления. При исследовании предприятий достаточно наглядно раскрываются человеческие, мотивационно-ценностные противоречия современного этапа российских реформ. В то же время именно социологические аспекты деятельности на предприятиях выступают ведущими индикаторами при разработке программ оптимизации экономических показателей предприятий.
Между тем, именно российские предприятия представляют собой наибольшую трудность в исследовании, прогнозировании, оценке перспектив хода реформ. Спецификой российских предприятий являются их черты, которые не относятся ни к рыночным структурам, ни к дореформенным социалистическим. В начальный период реформ предприятия реализуют стратегию выживания, которая направлена не столько на развитие, сколько на самосохранение в условиях нестабильной,
- 14 -
вует о ее значителшом распространении вследствие искусственной заниженности стоимости активов предприятий, акции которых скупают за бесценок. Перепрофилирование предприятий нередко представляет угрозу национальной экономике. Поэтому в Условиях недостаточно сформированное^! институтов рынка, криминализации экономики реализация этой стратегии реструктуризации предприятий может осуществляться лишь при наличии государственного контроля и защиты национальных интерес оз.
Осуществление реструктуризации предприятий путем объединения капиталов на основе горизонтальной интеграции возможно при выпуске предприятиями однотипной продукции, либо осуществлении одинаковой стадии технологического процесса. Реструктуризация предприятий осуществляется в рамках внутриотраслевой концентрации и централизации производства. Экономия средств и их высвобождение на цели расширения фирмы возможны за счет экономии на уровне производства и управления. Следует отметить значительное развитие такого типа предприятий в дореформенной экономике России, в значительной степени обусловившее появление крупных МОНОПОЛИСТОВ. Целесообразно, на наш взгляд, развертывание стратегий реструктуризации предприятий именно в этом направлении, поскольку при этом увеличиваются уже сложившиеся структуры. Как показывает практика переходного периода, основной проблемой таких предприятий является распад ранее сущеетвовавшпх экономических взаимосвязей. Поэтому основным условием рес труктуризации должно выступать налаживание контактов с поставщиками, потребителями, финансовыми структурами. Такая стратегия основана,
- 15 -
как правило, на закреплении права собственности среди многих партнеров по экономической деятельности, когда держателями акций предприятия выступают смежники, организации-потребители, организации, занимающиеся научной технологической разработкой, банки и другие структуры.
Стратегия реструктуризации предприятий, основанная на вертикальном объединении фирм, целесообразна для предприятий, осуществляющих разные, взаимодополняющие стадии единого технологического процесса, и реализующие межотраслевую концентрацию и централизацию производства. Преимуществом этой формы объединения является ВОЗМОЖНОСТЬ снижения издержек за счет рассчета между подразделениями не по рыночным, а по трансфертным ценам. Этот фактор приобретает особую важность для российских предприятий в условиях нестабильности и возможных кризисов. Преимуществом вертикальной интеграции предприятий является также возможность расширения занимаемого сегмента рынка и усиления контроля над ним. 3 мировой экономике этот тип слияний предприятий составляет в среднем 5$, т.е. не является значимым. Однако опыт развития российского предпринимательства с выделением дочерних фирм, малых предприятий, филиалов в границах одной производственной структуры свидетельствует о значительном развитии этой стратегии реструктуризации. Экономико-организационными механизмами формирования подобных структур являются одновременно два процесса - разделения в процессе приватизации крупных структур, сложившихся в дореформенный период с последующим объединением фирм, обладающих управлен-