Ви є тут

Социальные аспекты экономического поведения субъектов предпринимательства России и Германии

Автор: 
Булова Екатерина Фанилевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
193
Артикул:
195330
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3-13
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Социологическая концептуализация экономического
поведения предпринимателей.................................14-42
1.2. Факторы состояния и развития предпринимательства в
России и Германии: общее и особенное.......................43-62
Глава 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В
РОССИИ И ГЕРМАНИИ: ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ
2.1. Внешние факторы предпринимательской деятельности в
России и Германии..........................................63-96
2.2. Культурно-ценностная детерминация экономического поведения субъектов российского и немецкого
предпринимательства.......................................97-111
2.3 Духовные детерминанты предпринимательской деятельности в России и Германии......................................112-148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................149-154
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................155-168
ПРИЛОЖЕНИЯ
3
Введение
Актуальность темы исследования. Стремительное повышение значения предпринимательства, и в особенности малого и среднего бизнеса, для развития российской экономики требует переоценки традиционно сложившегося подхода к его роли и месту в системе хозяйствования. Возможности активизации деятельности предпринимательства в России могут быть реализованы, в частности, посредством использования опыта передовых в экономическом и социальном отношении европейских стран. С каждым годом доля малого и среднего предпринимательства в России увеличивается значительными темпами, а принимаемые программы их поддержки, разрабатываемые органами власти, остаются часто просто декларируемыми лозунгами, не принося эффективной пользы данному сектору экономики. Таким образом, в условиях расширения и совершенствования рыночных отношений приобретают важнейшее теоретическое и практическое значение проблемы стимулирования предпринимательской активности, в особенности, малого и среднего бизнеса.
Предпринимательство играет важную роль в активизации рынка труда, в широком использовании технико-технологических инноваций в экономике страны. В связи с этим исследование проблем экономического поведения малого и среднего предпринимательства приобретает особую актуальность в деле поддержки социальной сферы, обеспечения населения дополнительными рабочими местами, в развитии предпринимательской инициативы у граждан страны.
Российское предпринимательство в силу специфических культурноисторических и социально-политических причин вынуждено искать свои собственные пути становления и функционирования. Важное значение для успешного развития предпринимательства в России имеет опыт высокоразвитых западных стран. Особое место среди них занимает Германия
18
Распределение редких ресурсов в социуме регулируется при помощи цен и других инструментов рынка, посредством чего ограничиваются желания участников, координируется их поведение. Стабильность предпочтений определяются фундаментальными ценностями человеческой жизни: здоровьем, престижем, чувственными наслаждениями, доброжелательностью, завистью. Г.Беккер усматривает в единстве максимизирующего поведения, рыночного равновесия и стабильности предпочтений сердцевину экономического подхода и считает его применимым ко всем аспектам человеческого существования. Этот подход, по его мнению, может быть универсальным инструментом для объяснения смертей, самоубийств, заключения браков, избирательных кампаний, преступной деятельности, войн и т.д. В итоге он резюмирует: «Главный смысл моих рассуждений заключается в том, что все человеческое поведение, характеризуется тем, что участники максимизируют полезность при стабильном наборе предпочтений и накапливают оптимальные объемы информации и других ресурсов на множестве разнообразных рынков. Если мои рассуждения верны, то экономический подход дает целостную схему для понимания человеческого поведения, к выработке которого издавна, но безуспешно стремились и Бентам, и Маркс, и многие другие».5
Следует отметить, что в подходе Г.Беккера признается значимость многих неэкономических факторов, в том числе математических, физических, химических и биологических законов, для объяснения человеческих действий. Ведь они детерминируют человеческое поведение, оказывая влияние на структуру предпочтений и производственные возможности. Именно внеэкономические переменные, методы анализа и достижения многих научных дисциплин дают средства для лучшего понимания человеческого поведения.
Особенности экономико-социологического подхода к проблеме экономического поведения состоят в признании следующих моментов:
5 Беккер Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 38.
19
• Мотивация хозяйственных агентов имеет сложный характер и не сводится к изолированному экономическому интересу.
• Объектом исследования выступает не абстрактная экономика, а эмпирически наблюдаемая сфера хозяйства, а которой происходит переплетение и взаимное влияние экономических и неэкономических факторов.
• Экономическое поведение рассматривается как укорененное в социальных структурах-сетях взаимодействия, организационных иерархиях, социальных группах, локальных сообществах, которые порождают устойчивые различия в реализации экономического поведения.
• Экономическое поведение предстает как продукт культурноисторической детерминации. Это означает, что существуют исторически определенные совокупности значений и смыслов, норм и обычаев, специфичные для каждой культуры, которые определяют содержание экономического поведения.6
• Экономическое поведение рассматривается как форма социального поведения, т.е. поведения, обладающего внутренним смыслом и, в соответствии с ним, ориентированного на действия других людей.
В социологическом аспекте экономическое поведение не сводится к универсальной логической связи между целями и средствами, оно имеет социальное происхождение и смысл, проистекающий из существования социальных структур и культурных контекстов. В «социальном мире... существуют объективные структуры, независимые от сознания и воли агентов, способные направлять или подавлять их практики или представления», -отмечает П.Бурдье.7 Именно они определяют внутреннее содержание экономических целей, очерчивают круг потребностей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность человека, маркируют- вещи и способности человека в качестве ресурсов и форм капитала, ограничивают допустимые
6 См.: Abolafia, М. Markets as Cultures: Лп Ethnographie Approach; Catton, M. (éd..) The Law ofMarkets. Oxford:
Blackvvell, 1998, P. 69-85.
?Б>рдьеП. Начала. М.: Socio-Logos, 1994. С. 181.