Ви є тут

Потребительское поведение российской молодежи в условиях рыночных отношений

Автор: 
Таракановская Елена Витальевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
195364
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Потребительское поведение как предмет социологического анализа
1.1. Сущность, структура и содержание потребительского поведения в условиях рыночных отношений
1.2. Рынок потребительских товаров и услуг как социальный институт
1.3. Факторы, обуславливающие потребительское поведение молодежи в условиях рыночных отношений
Глава 2. Российская молодежь как потребитель товаров и услуг.
2.1. Теории молодежного возраста и преемственность поколений
2.2. Молодежь как специфическая социальнодемографическая общность и группа потребителей на российском рынке товаров и услуг
2.3. Социальный портрет российской молодежи
Глава 3. Особенности формирования потребительского поведения в условиях рыночных отношений.
3.1. Социальные ценности и потребности российской молодежи
3.2. Влияние СМИ и рекламы на потребительское поведение молодежи
3.3. Специфика потребительского поведения российской молодежи и особенности потребления некоторых групп товаров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Приложение №1 Говорящая анкета «Молодежь как потребитель товаров и услуг», линейное одномерое распределение по массиву данных (в % к числу опрошенных)
стр.З
26
39
44
72
82
91
110
129
141
158
163
172
-2-
ВЕДЕНИЕ
Актуальность работы
Современное российское общество живет в условиях рыночной экономики, а значит в условиях выбора потребляемых продуктов и ресурсов. Рыночная экономика основной проблемой рассматривает проблему ограниченных ресурсов при безграничности потребностей. Один из основных вопросов рыночной экономики - вопрос «Для кого?» - «кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу»1. Изучение потребительского поведения позволяет ответить на этот вопрос.
Потребительское поведение является формой экономического поведения человека и в полной мере отражает социальный статус группы и личности. Переход России от распределительной системы ресурсов и благ к системе свободного рыночного производства и потребления радикально изменил потребительский рынок товаров и услуг. Изменились условия жизни всех социальных групп и слоев российского общества, включая молодежь. Рыночные реформы привели к значительному расслоению российского общества, как по уровню доходов, так и по уровню и качеству жизни. Основной формой поведения населения в условиях глубинной трансформации общества стала адаптация к новым социально-экономическим условиям.2 Современная молодежь представляет собой поколение, мировоззрение которого формировалось под воздействием перехода к рыночной системе хозяйствования и общественных отношений в экономике, политике, культурной и духовной сферах, и новые реалии современной жизни не требуют адаптации, необходимой для более старших поколений россиян.
Молодежь в структуре российского населения составляет свыше 20%. Как социально-демографическая общность молодежь не является однородной. Она дифференцирована по полу, возрасту, образованию,
1 Общая экономическая теория. Учебник М.: ПРОМО-Медиа, 1995. С.43
-3-
проведенного по широкому кругу вопросов связанных с социологией молодежи и молодежной политики.
Цель исследования.
Изучить особенности потребительского поведения российской молодежи на рынке товаров и услуг и влияние ее социальных характеристик на его формирование.
Задачи исследования.
• Провести теоретический анализ потребительского поведения молодежи как одной из форм ее экономического поведения в условиях рыночной экономики.
• Определить факторы, обуславливающие потребительское поведение российской молодежи в условиях рыночных отношений.
• Проанализировать влияние социально-демографических показателей на потребительский статус молодежи и специфику ее потребительского поведения.
• Выявить основные характеристики потребительского поведения молодежи и построить ее типологию.
• Изучить систему социальных ценностей и потребностей молодежи, степень их удовлетворения в условиях рыночных отношений.
• Установить влияние ОМИ и рекламы на потребительское поведение молодежи.
Предмет исследования - потребительское поведение российской молодежи в условиях рыночных эконошений.
Объект исследования - российская молодежь как социальноролевая группа потребителей.
40 Ядова М.А. Поведенческие установки молодежи постсоветского периода // Социологические
исследования. 2006. № 10. С. 78 -87.
-19-
Гипотезы диссертационного исследования.
Гипотеза-основание: Потребительское поведение молодежи имеет ряд характерных черт, общих для группы в целом и связанных, прежде всего, с возрастной спецификой этой группы потребителей. В силу социального расслоения молодежь стратифицирована по уровню жизни, что обуславливает неоднородность потребительского поведения различных ее групп. Можно ожидать, что с улучшением уровня жизни этой группы потребителей, будут меняться количественные характеристики потребительского поведения, связанные с объемом и структурой потребления; качественные же характеристики, связанные с возрастной спецификой этой группы потребителей, существенно не изменятся.
Материальная обеспеченность является одними из ключевых факторов, определяющих особенности потребительского поведения. Взросление, сопровождаясь вовлечением молодежи в систему трудовых и социальных отношений, обретению материальной независимости, влечет к росту потребительского статуса.
Социальные ценности, которые принимают и отвергают молодые россияне, во многом определяют их поведение как потребителей. Среди ценностей современной российской молодежи материальные ценности превалируют над духовными.
Российская молодежь имеет большой спектр неудовлетворенных или не в полной мере удовлетворенных потребностей. Можно ожидать, что даже базовые потребности молодежи удовлетворены не полностью. Уровень материальной обеспеченности оказывает существенное влияние на степень удовлетворения потребностей молодежи.
СМИ и реклама оказывают влияние на потребительское поведение молодежи, воздействуя на их социальные ценности и потребности,