ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Парадигмальные основания исследования развития культурного капитала
1.1. Современное социально-экономическое содержание культурного капитала
1.2. Развитие культурного капитала в системе общественной культуры
1.3. Особенности развития образовательного культурного капитала
1.4. Особенности развития социального капитала
Глава 2. Социально-экономические закономерности развития культурного капитала
2.1. Система закономерностей развития культурного капитала
2.2. Взаимосвязь совершенствования социально-экономических потребностей и развития культурного капитала
2.3. Количественный и качественный рост образовательноинтеллектуальной деятельности человека как фактор развития культурного капитала
Глава 3. Совершенствование потребностей населения -важнейший индикатор развития общественного культурного капитала
3.1. Трансформации социального потребления в контексте реформирования российского общества
3.2. Развитие потребительных ценностей населения
Глава 4. Развитие образовательного культурного капитала населения России
4.1. Направления совершенствования общественного образовательного культурного капитала
4.2. Внутриоршшзационное совершенствование образовательного культурного капитала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИ01ТАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью социологического анализа закономерностей развития культурного капитала в условиях глубоких социальных, экономических, политических и культурных изменений, вызванных усилением международной конкуренции, трансформацией рыночных отношений и повышением роли социокультурных ценностей в системе общественного воспроизводства. Культурный капитал в современных условиях выступает важнейшим социально-экономическим индикатором, характеризующим социальные структурные сдвиги общественного развития, научно-технические и инновационные накопления в экономической сфере. В эпоху глобализации культурный капитал общества определяет статус государства на международной арене.
Трансформирующееся российское общество характеризуется переходом к принципиально новому информационному типу социально-экономического развития. В новых условиях приоритетом общественного развития стало совершенствование культурного капитала наряду с вторичными факторами общественного воспроизводства, связанными с материально-сырьевыми ресурсами, землей, передовыми технологиями и материальным капиталом. Доминирует истина, согласно которой эффективное развитие и использование культурных активов человека является локомотивом общественного развития, важнейшим социальным фактором оптимизации экономических процессов, определяющим устойчивое улучшение социально-экономической ситуации в обществе.
Культурный капитал выдвигается на передний план социологического и социально-экономического исследования, постепенно становится инструментом объяснения социально-экономических трансформаций в обществе. Именно поэтому, рассматривая и объясняя перспективы развития общества, социологи делают ставку на исследование взаимосвязей социальных явлений и процессов, связанных с развитием культурного капитала. Последний пред-
39
дения, так и созданные рукой человека, и любые частные блага, обладающие культурной ценностью. Ко второму относятся идеи, традиции, верования и ценности, присущие какой-либо группе и объединяющие ее, а также общественные блага (например, музыка и литература). И материальные, и нехматери-альные культурные активы способны участвовать в производстве новых (частных и общественных) благ (в том числе культурных активов), которые могут непосредственно потребляться или, в свою очередь, служить промежуточным продуктом в производстве других благ (например, посещение музея X. Ван Р. Рембрандта может служить источникОхМ вдохновения для художников, достопримечательностью для привлечения туристов и т.п.
Индивидуальный культурный человеческий капитал проявляется как деятельная реализация культуры индивида, превращение качественных характеристик, носителем которых он является, в основополагающий фактор доступа к обладанию социальным профессиональным статусом, экономической властью, доходами.
Конкретизируя данные подходы Ю.Л. Качанов и H.A. Шматко утверждают, что дивиденды на культурный капитал возникают не как следствие высокой стоимости рабочей силы (в результате, например, больших издержек на ее подготовку и воспроизводство) или продукта духовного производства (изобретения, картины, книги), а в силу благоприятной рыночной ситуации: данная культурная потребительная стоимость оказывается дефицитной, т.е. спрос на нее существенно превышает предложение. Это позволяет ее обладателю продавать ее не по цене производства, а намного выше вследствие конкуренции покупателей, взвинчивающей цены33.
В то же время, как бы ни было ценно произведение искусства, изобретение с точки зрения стандартов вечности, как бы ни был гениален художник или изобретатель, но если на современном ему рынке его культурная стои-мость не пользуется повышенным спросом, то она не может превратиться в
33 См.: Качанов ЮЛ., Шматко H.A. Проблема реальности в социологии: как возможна социальная группа?//Социологические исследования. 1996.№ 12. С. 90- 105.
40
культурный капитал. При такой неблагоприятной рыночной ситуации он будет вынужден продавать ее в лучшем случае «по себестоимости». Так было со многими гениальными произведениями, которые по достоинству оценивались лишь потомками. Но в этом случае дивиденды доставались не творцам, а перекупщикам.
Проведенный выше анализ категории «капитал», а также парадигмы человеческого капитала показал, что, являясь составной частью человеческого капитала, культурный капитал, в свою очередь, имеет собственную структуру. Основываясь на общепринятом понимании культурного капитала как богатства в форме знания или идей, показателях культурного капитала, выделим для дальнейшего исследования две формы культурного капитала, которые представляются нам наиболее значимыми, - образовательный и социальный капитал.
Далее теоретически обоснуем выделенные формы, составляющие культурный капитал, раскроем особенности их воспроизводства. Как уже отмечалось выше, культурный капитал является накапливаемым ресурсом. Его накопление происходит путем расширенного потребления, семейного воспитания, в образовательном процессе и в ходе других форм социализации. В процессе семейного воспитания закладываются базовые культурные ценности и нормы поведения, которые развиваются, трансформируются на протяжении всей жизни. Таким образом, воспроизводство культурного капитала происходит в процессе социализации человека. При этом накапливаемый социальный капитал также способствует воспроизводству культурного капитала.
В образовательном процессе формируются знания, умения и основные компетенции. Мы не можем согласиться с теоретиками человеческого капитала, рассматривающими образовательный и культурный капитал как компоненты одного уровня. При этом они трактуют образование как образовательный капитал, а воспитание - как культурный. Мы придерживаемся точки зрения А.М. Осипова и В.В. Тумалева, которые полагают, что «деление “образования” на “воспитание” и “обучение” даже на личностном уровне песо-
- Київ+380960830922