9у
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................... 3
Глава 1. Методологические подходы к исследованию деятельностного
человеческого потенциала: анализ зарубежных и отечественных
источников......................................................... 12
1.1. Человеческий потенциал и его структурные компоненты как предмет социально-экономического исследования............................ 12
1.2. Содержание деятельностного человеческого потенциала и
основные показатели его социальной оценки...................... 48
Глава 2. Создание условий саморазвития деятельностного человеческого потенциала населения России........................................... 76
2.1. Инновационная модернизация организационных структур российского общества как основное условие саморазвития деятельностного человеческого потенциала............................. 76
2.2. Дополнительные условия активизации саморазвития
деятельностного человеческого потенциала......................... 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................... 126
СПИСОК ИС1ЮЛЬЭОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................... 134
ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................... 147
3
Введение
Общественная инновационная модернизация приводит к трансформации всех социальных организационных систем общества (и прежде всего не-экономических).Необходимо трансформировать структуру человеческого потенциала, так как растет востребованность в деятельностных способностях человека. Возрастает роль социальной политики как основного механизма активизации деятельностного человеческого потенциала, фактора накопления социального инновационного ресурса.
В новых условиях социальная политика имеет системные цели и должна быть направлена прежде веет на развитие деятельных потенциальных возможностей человека. Реализация социальных правительственных национальных проектов создает предпосылки ускорения процессов развития деятельностного потенциала населения. Между тем, на практике темпы развития деятельностного человеческого потенциала являются крайне низкими. Россия по-прежнему находится в рамках экстенсивного социально-экономического развития. Замедляются процессы формирования инновационных социальных структур, статично функционируют хозяйственные системы общества. Целевые национальные проекты развития человеческого потенциала не подкрепляются условиями саморазвития деятельностных способностей населения, не реализуются неформальные проекты потребительного, социокультурного, мотивационного саморазвития деятельностного человеческого потенциала. А между тем, именно деятельностный человеческий потенциал является базовым социальным ресурсом социального, экономического, политического движения и обновления. Данный ресурс обеспечивает социальную капитализацию интеллектуальных, информационных, образовательных, мотивационно-культурных, физических способностей трудоспособного населения.
Таким образом, инновационная модернизация российского общества должна реализовывать не только социальные проекты целевого развития че-
14
которых его следует конструировать»9. При этом сущностные основы социологического проявления человеческого потенциала остаются не выясненными. В современных условиях «все более осознается, что сформированные в западно-центричной социологии концепции модернизации не позволяют описать и понять социальные процессы, происходящие в остальной части мира. Более того, специализация социологического знания и обособленное развитие многих социологических дисциплин усиливают необходимость формирования теоретических рамок»10, в которых могли бы разрабатываться общие принципы исследования человеческого потенциала.
Можно констатировать, что современные ученые представляют различные подходы к исследованию данного феномена, используются взаимоисключающие определения об ею сущности, содержании, социальных функциях. При этом методологические основы концепции человеческого потенциала находятся в стадии формирования. Раскрытие его сущностных черт, показатели оценки многообразны и не стабильны. В современной социологической науке не существует устойчивых методологических принципов исследования данной категории, поэтому необходимо обобщить теоретические разработки по данной проблеме, выявить преимущества и недостатки в исследованиях различных научных школ, представить собственные интефированные методологические основы исследования человеческого потенциала акторов экономического поведения. Исходя из вышеизложенного, исследование категории человеческий потенциал необходимо начать с анализа теоретических школ, рассматривающих данный феномен, представляющих методологическое обоснование путей исследования как данного целостного явления, так и его отдельных структурных компонентов.
Проанализируем различные фуппы концепций, рассматривающих человеческий потенциал как междисциплинарную категорию. Условно данные
9 Заславская Т.Н. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М., 2004. С. 166.
10 Кардина С. Интеллектуальный шанс России // Социологические исследования. 2011. №1.С. 7.
14
15
концептуальные подходы можно разделить на три группы социальных концепций: общетеоретическую, социально-экономическую и социологическую.
В контексте общетеоретического направления исследователи сосредотачивают внимание на рассмотрении и обосновании социальной сущности человека и его потенциала в рамках теоретического дискурса, посвященного интерпретации социального прогресса. Первоначально человеческий потенциал рассматривается в рамках большинства общих теорий, исследующих проблемы социального прогресса. Исследователи доказывают двойственность проявления социального прогресса. С одной стороны - это движение к некоторому конечному внешнему социальному результату'. С другой, - социальный прогресс раскрывается как трансформационная модернизация характеристик человеческого потенциала населения, то есть как процесс осовременивания, совершенствования социального накопления человеческого потенциала, обновления способностей «свободного субъекта выходить за собственные пределы, прорываться через сдерживающие трудности, “переступать границу”, т.е. способность к самотрансцедентности»11.
Еще Аристотель, вступая в дискуссию с учеными, разрабатывал общие методы исследования человеческих способностей и потенциальных возможностей, применяемых в хозяйственных целях. Для нас важен вывод Аристотеля о том, что проявление способностей человека осуществляется не только в процессе непосредственного труда, но и в рамках всякой социальной деятельности: политической, хозяйственной, бытовой, спортивной. Потенциальные возможности достижения жизненных целей связаны не только с уровнем здоровья человека, но и с духовным проявлением деятельности человека. Одновременно развитие духовного потенциала человека зависит и, как правило, определяется тем, от чего получает удовольствие человек. У большинства людей «удовольствия борются друг с другом, ведь это такие удовольствия, которые существуют не по природе»12. По сути, Аристотель опровергает
11 Лапин Н И. Пути России. М., 2000. С. 22-23.
12 Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 66.
15
- Київ+380960830922