СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................. 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования взаимодействия производства и потребления в социальном развитии общества............................................................. 22
1.1. Общее отношение производства и потребления в условиях социального развития............................................................. 23
1.2. Развитие идей о взаимодействии производства и потребления в экономике и социологии (предложение и спрос)......................... 41
1.3. Модель взаимодействия производства и потребления в современной социально-экономической теории: производственная функция и функция потребления.......................................................... 68
Глава 2. Мера труда и мера потребления в рамках действия закона стоимости........................................................... 105
2.1. Социальное и рабочее время как измерители труда и потребления.... 105
2.2. Затраты труда: проблемы измерения и связь с социальным развитием. 125
2.3. Результаты труда: проблемы измерения и благосостояние населения... 160
2.4. Труд но условиям производства и условиям потребления в стоимостном измерении........................................................... 170
2.5. Мера труда и мера потребления в сфере общественных благ 180
Глава 3. Мера труда и мера потребления в потребительностоимостном измерении........................................................... 191
3.1.Потребительностоимостное измерение: основы, критерии, показатели. 191 3.2.3ависимость количества труда, необходимого для воспроизводства
рабочей силы, от потребительной стоимости жизненных средств 201
3.3.Мера экономии труда и мера повышения его потребительной
силы.......................................................................... 220
3.4. Превышение экономии труда по условиям потребления над трудом по условиям производства......................................................... 251
Глава 4 Взаимодействие производства и потребления в социальном развитии
региона............................................................. 282
4.1. Воздействие потребления и общественных потребностей на производство........................................................ 283
4.2. Методологические основы сбалансированного развития экономики производства и потребления региона.................................. 297
4.3. Сравнительный анализ производства и потребления населения Ленинградской области и Республики Мордовия......................... 312
4.4. Оценка потребления населения Ленинградской области и Республики Мордовия по уровню прожиточного минимума............................ 341
Заключение.......................................................... 352
Литература.......................................................... 357
Приложения.......................................................... 378
3
1.2. Развитие идей о взаимодействии производства и потребления в экономике и социологии (предложение и спрос)
В конце 19 века, с изменением парадигмы обществознания, анализ экономики с точки зрения ее подчиненности выбору индивида выдвинулся на первый план. Человек со своим субъективным и индивидуальным сознанием как объект познания начал играть доминирующую роль в общественных науках. Анализ взаимодействия производства и потребления переходит в плоскость изучения спроса и предложения. А. Маршалл (1842-1924) в своей книге «Принципы политической экономии» отмечал, что экономическая наука занимается изучением того, как люди в повседневной жизни существуют, развиваются, о чем думают. Предметом ее исследования он видел главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее устойчиво воздействуют на человека в хозяйственной сфере его жизни.41 Анализ переходит из производственной сферы в чисто рыночную, где главной фигурой выступает человек, стремящийся к максимальному удовлетворению своих потребностей.
К этому времени уже сложились три основные теории ценности: трудовая теория стоимости, так называемая многофакторная теория и полезно-стная маржи нал истекая концепция. Основоположником первой теории был
У. Петти, затем она нашла продолжение в трудах А. Смита и достигла своей вершины развития у Д. Рикардо и К. Маркса. Основные положения трудовой теории стоимости заключались в том, что стоимость товара определяется средними общественно-необходимыми затратами человеческого труда на производство данного товара, а цена есть денежное выражение стоимости. Чтобы товар получил признание на рынке, он должен обладать полезностью, или потребительной стоимостью. Конкретные виды труда выравниваются на рынке в единые затраты абстрактного труда, который позволяет соизмерить результаты деятельности людей различных профессий. Недостаток этой тео-
41 Борисов Г.В., Шишкин М.В., Сутырин С.Ф. История экономических учений. СПб. 2003. С. 262.
41
рии сводился к тому, что процесс рыночного ценообразования получался односторонним и зависел от производителя, а не от покупателя.
Вторая теория ценности нашла свое развитие в трудах Ж..Б. Сэя (1767-1832) как многофакторная теория. Согласно ей, ценность создается равноправно несколькими факторами производства, получающими за это полное вознаграждение. К таким факторам производства Сэй относил труд, капитал и землю. Однако и здесь сохраняется затратный механизм ценообразования: потребитель - пассивный участник в этой сделке, он либо признает цену продавца, либо не признает. Подсчитать затраты тех или иных факторов производства при создании продукции можно было при помощи производственной функции, введенной американским экономистом Дж. Б. Кларком (1847-1938), хотя уже в трудах Л. Вальраса (1834-1910) встречались производственные коэффициенты.
Производственная функция, о которой речь пойдет ниже, показывает количественную взаимосвязь между затратами факторов производства и получаемым при этом результатом (выпуском продукции в стоимостном измерении) и имеет общий вид у = /(*), где- выпуск продукции, а х = (х/г х2,..., х*) - это вектор, компоненты которого XI, х2,..., хп выражают затраты соответствующих факторов производства.
Третьей теорией ценности является полезностная маржи нал истекая концепция или теория предельной полезности, представителями которой являются английский экономист У. Джевонс( 1835-1882) и австрийские экономисты К. Менгер( 1840-1921), Ф. фон Визер( 1851-1926) и Е. Бем Баверк(1851-1914). Идеи этой теории противоположны предыдущим. Покупатель оценивает товар на рынке, исходя из полезности данного товара, и тем самым устанавливает его цену. Но не всякая полезность определяет цену, а только конечная или предельная полезность. Предельная полезность определялась из закона Г. Госсена (1810-1858): «... по мере удовлетворения потребности прогрессивно убывают, в силу чего ценность каждой дополнительной единицы
42
- Київ+380960830922