Ви є тут

Социально-экономические проблемы развития некоммерческих организаций в период трансформации российского общества

Автор: 
Ситкин Алексей Борисович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
195645
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
сектора некоммерческих организаций......................................12
Глава 2. Некоммерческий сектор как организационная
инфраструктура гражданского общества....................................42
Глава 3. Специфические черты формирования сектора
некоммерческих организаций на западе и в России.........................75
Глава 4. Социально-экономические проблемы развития
некоммерческого сектора в Республике Башкортостан......................107
Заключение.............................................................141
Список использованной литературы.......................................150
Приложение.............................................................162
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования. В условиях расширения и совершенствования рыночных отношений экономические и социальные проблемы формирования и развития некоммерческих организаций (НКО) приобрели важнейшее теоретическое и практическое значение. НКО, предназначенные по своей сущности реализовывать разнообразные общественно-значимые цели, играют существенную роль в развивающейся российской рыночной экономике и социуме в целом. Стремительное повышение значения некоммерческой сферы для развития российского общества требует переоценки традиционно сложившегося подхода к ее месту и роли в системе хозяйствования.
Актуальность работы обусловлена также необходимостью общетеоретической и научно-практической разработки основных направлений развития некоммерческих социально-экономических отношений, обоснования путей и средств повышения эффективности общественного производства, обеспечения устойчивого развития современного российского общества, более полного удовлетворения
социальных потребностей широких слоев населения.
Следует учесть, что российское общество столкнулось с трудностями решения не только экономических, но и важнейших социально-культурных проблем. Одним из институтов, способных эффективно справиться с решением многих задач привлечения дополнительных финансовых
средств в отрасли социальной сферы, в том числе образование и науку, а также содействовать оптимизации распределения ресурсов национальной экономики, является некоммерческий сектор, называемый также «третьим сектором экономики» (в отличие от первого сектора - государственных учреждений и второго сектора - бизнес-предприятий сферы
предпринимательства). В связи с этим исследование проблем
некоммерческого хозяйствования приобретает особую актуальность в деле
16
них имеют религиозную ориентацию, так как возникли в результате * естественной трансформации из религиозных организаций.
Особенностью организаций третьего сектора на Западе является то, что они:
• ориентируются на духовные потребности человека, особенно образованного работника умственного труда;
• направляют духовную энергию своих членов на решение наиболее острых социальных задач урбанизированного сообщества;
• формируют чувство гражданственности как ответственного участия и возможности влиять на общество
Таким образом, третий сектор становится для человека постиндустриального общества той реальной альтернативой исчезающему традиционному сообществу, которую он не может найти ни в организации, где работает, ни по месту жительства.
Теперь нам следует рассмотреть экономические предпосылки ф закономерного появления третьего сектора.
В рыночной Экономикс неизбежно возникают ситуации, при которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает эффективного использования ресурсов, обнаруживая тем самым свои так называемые «изъяны» или «провалы». В частности, рынок в силу органически неотъемлемых ему экономических свойств, неэффективен в случаях:
• естественного монополизма;
• возможности проявления внешних эффектов;
• проявления асимметрии информации.
Рассмотрим каждый такой случай.
1 См. : Мэтыоз Д. Политика для народа. Граждане в поиске своего места в политике. М., 1995.
17
Естественная монополия возникает в тех случаях, когда эффект роста « масштаба производства так велик, что одна единственная фирма может
обеспечивать весь рынок данного вида продукции или услуг, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем в случае наличия других конкурирующих фирм. Экономически нецелесообразно и неэффективно проводить в одной местности два водопровода или две системы канализации.
Эффективность требует, чтобы в отраслях - естественных монополиях цена равнялась предельным издержкам. Однако фирме невыгодно установление такой цены, поскольку в этом случае отсутствует мотив получения прибыли в результате чего появляется необходимость вмешательства государства в отношения, складывающиеся на рынке: оно должно либо субсидировать эту отрасль, либо настаивать на том, чтобы фирма устанавливала цену, равную предельным издержкам. Такая политика иногда характеризуется определением "лучшей альтернативы".
^ Па практике в большинстве стран пытаются сделать такие отрасли
самофинансируемыми. Они настаивают на государственно-управляемой форме естественной монополии, действующей на пересечении кривой спроса и кривой средних издержек. Положение на рынке не соответствует политике "лучшей альтернативы", поскольку цена соответствует средним, а не предельным издержкам. Но такая ситуация отвечает положению "лучшей из худших альтернатив", при котором государство не субсидирует отрасль.1
Таким образом можно сделать вывод о том, что в случае возникновения такого провала рынка как естественная монополия, ситуация конкуренции не является оптимально эффективной и возникает необходимость внешнего вмешательства, в том числе государственного -
ф
1 См: Стиглиц Д.Ю. Экономика государственного сектора. М.: МГУ: ИНФРА. М. 1997. С. 80-181.