Ви є тут

Социально-экономические проблемы взаимодействия розничных сетей и поставщиков

Автор: 
Худякова Марина Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
211
Артикул:
195297
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВЗАИМ00ТН01ВЕНИЙ УЧАСТ11ИКОВ РЫНКА 15
1.1. Новые организационные формы в розничной торговле 15
1.2. Современные экономико-социологические подходы к исследованию рынка 32
1.3. Методика анализа рынка потребительских товаров 51
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 60
2.1. Особенности развития ритейлеров на
региональном уровне 60
2.2. Роль предприятий в цепочке товародвижения 76
2.3 Отношения розничных сетей, поставщиков и потребителей 93
2.4. Противоречия участников рынка и их разрешение 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 141
ПРИЛОЖЕНИЯ 153
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Розничные торговые сети (ритейл) -сравнительно новое социально-экономическое явление на отечественных рынках потребительских товаров. Современные сети начали формироваться в середине 1990-х гг.; в начале 2000-х гг. в Россию пришли транснациональные торговые сети; а сейчас происходит их массовое проникновение в регионы.
В настоящее время наблюдается практически полное перерождение торговой отрасли: распространяются новые технологии, возникают новые торговые форматы. Интенсивно развивающиеся розничные сети привели к тому, что как местные, так и федеральные органы власти ставят вопросы об офаничении их экспансии, угрожающей местным поставщикам и малому бизнесу в самой торговле. Федеральная антимонопольная служба России стала вводить жесткие ограничения по максимальной доле регионального рынка, которые должны приходиться на одного торгового оператора. 1
Предлагались и другие меры по регулированию данного сектора, многие из которых облекались в репрессивную форму. Всё это вызывает социальные напряжения и конфликты. Динамично развивающаяся сфера розничной торговли привела к мощному противостоянию двух крупных групп интересов: поставщиков и ритейлеров, которым год от года приходилось всё больше взаимодействовать между собой, и эти контакты нередко стали носить конфликтный характер. Изменилось соотношение ключевых элементов рыночной власти из-за перехода от цепей поставок, регулируемых производителями, к цепям поставок, регулируемых покупателями. Вместе с тем, трансформационные процессы в сфере торговли не являются предметом
1 Рувинский В. Ритейлерам могут запретить навязывать поставщикам бонусы и платежи // Rb.ru - «Деловая сеть» от 09.04.2009 / http://www.rb.ru/topstory/busincss/2009/04/09/I03147.html.
3
Большим сходством с гипермаркетами обладают мелкооптовые магазины «кэш энд керри». Они также имеют солидные торговые площади (более 20000 кв. м), широкий ассортимент товаров (свыше 20 тыс. позиций), предлагают относительно низкие цены. Их отличие заключается в соединении торговых и складских площадей, а также в предложении товара относительно крупными партиями, поскольку они ориентируются прежде всего на мелкооптовых покупателей — представителей гостиничного и ресторанного бизнеса, мелкие магазины и т.д. Особенностью магазинов «кэш энд керри» в России является то, что они также активно торгуют в розницу, сочетая, таким образом, мелкооптовый и розничный форматы. Инвестиции в строительство такого торгового объекта и доходы от него сопоставимы с показателями гипермаркетов. Располагаются они также в периферийных (окраинных) зонах. Пионером в таком торговом формате является немецкая сеть «Metro. Cash & Carry», ее отечественным последователем стала санкт-петербургская «Лента».
Дискаунтеры, или универсамы экономичного класса, внешне напоминают супермаркеты, но, как правило, меньше по масштабам (их стандартная торговая площадь составляет 300-1000 кв. м). Товарный ассортимент дискаунтеров значительно меньше (от 1 до 2 тыс. наименований) с ориентацией на наиболее быстро реализуемые товары. Здесь, как правило, ограниченное количество известных брендов и больше собственных торговых марок, цены заметно ниже, чем в супермаркетах (торговая наценка не превышает 10-15%). Дискаунтеры ориентируются на нижний, наиболее массовый, сегмент рынка, на тех покупателей, для кого цена является решающим фактором при выборе магазина. Соответственно, ниже в них и качество обслуживания. Выручка на один квадратный метр в ведущих супермаркетах и универсамах экономичного класса оказывается примерно одинаковой. Но благодаря более скромным площадям годовая выручка дискаунтера в 2 и более раза ниже, чем в обычном супермаркете (3-5 млн. долл.). Дискаунтеры тяготеют к иолупериферийным и периферийным городским районам. Вложения, необходимые для того, чтобы открыть один
20
такой торговый объект, значительно меньше — от 200 тыс. до 500 тыс. долл. (хотя могут составлять и от 100 тыс. до 1 млн. долл.). Среди наиболее известных российских сетей, работающих в формате дискаунтеров, назовем сети «Магнит», «Пятерочка», «Копейка», «Дикси».
В своем стремлении привлечь покупателя новые торговые форматы
стараются приблизиться к нему пространственно. Специальная ниша
обустраивается теми, кто развивает торговый формат «магазинов у дома», или
«соседских магазинов». Их характеризует удобный (часто круглосуточный)
режим работы и, главное, расположение «в пределах шаговой доступности»
(т.е. на расстоянии короткой пешей прогулки). Такой магазин открывается в
расчете на проживающих в радиусе 400-800 м и делаюших покупки от двух
до семи раз в неделю. Он расположен так, чтобы 2-3 тыс. семей могли
пользоваться им, дойдя до него не более чем за 10 минут. В отличие от гипер- и
супермаркетов, ориентирующих покупателей на «шопинг» (периодические
посещения с импульсным приобретением широкого набора товаров), в \
«магазинах у дома» чаще совершаются отдельные целевые покупки (для восполнения пробелов в домашнем ассортименте). Но кроме утилитарной функции, такие магазины играют и простейшую социальную роль, становясь элементом инфраструктуры местных сообществ. Это локальные магазины, в которых покупатели имеют дело со знакомыми продавцами и встречают своих соседей; они становятся местом не только покупок, но и соседского общения, культурной коммуникации.
С точки зрения торгового формата, «магазины у дома» организуются как минимаркеты с торговой площадью 300-500 кв. м (хотя в отдельных случаях она может достигать и 1000 кв. м). Несмотря на малую площадь, они предлагают большой ассортимент товаров повседневного спроса до 1 тыс. наименований (основную их часть составляют продукты питания). По сравнению с дискаунтерами, «соседские магазины», как правило, требуют более весомых инвестиций (от 0,5 до 1 млн. долл.). Но и годовой оборот в них может быть больше — до 5-7 млн. долл. в относительно крупном магазине.
21