СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................... 3
ГЛАВА 1. Неформальная экономика как предмет социологического исследования..................................................13
1.1. Становление исследований по неформальной экономике
в России и за рубежом.........................................13
1.2. Неформальное предпринимательство и закон: варианты неформального предпринимательства.............................41
1.3. Неформальные отношения в предпринимательских сферах
и за их пределами: армейское предпринимательство..............57
Выводы по первой главе........................................70
ГЛАВА 2. Противоречие между социальным статусом и образом жизни военнослужащего как источник неформального Предпринимательства...........................................72
2.1. Социальный статус военнослужащего: идеология
«праздного класса»............................................72
2.2. Социальный статус военнослужащего в советский период
и система вознаграждения: проблема социальных льгот...........90
Выводы по второй главе.......................................102
ГЛАВА 3. Становление «рыночных отношений» и предпринимательские стратегии военнослужащих...............103
3.1. Типология армейского предпринимательства:
уровни и ресурсы.............................................103
3.2. Социальные последствия армейского
предпринимательства..........................................132
Заключение...................................................144
Библиография.................................................147
Приложения...................................................158
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность социологического исследования неформальных экономических практик военнослужащих определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, успех реформирования вооруженных сил, происходящего сегодня, невозможен без понимания процессов, протекающих в армейской среде, прежде всего, экономических процессов. В период конца 80-х - начала 90-х годов, когда в кратчайшие сроки армия лишилась общественной поддержки и должного материального обеспечения, сложилась система неформальных экономических практик, позволяющих офицерскому корпусу частично или полностью компенсировать снижение социального статуса и уровня потребления. То, что эти практики негативно влияют на обороноспособность страны, в условиях всеобщего падения патриотизма не казалось существенным и не могло остановить становление «неформальной экономики» в армии. Многочисленные судебные процессы над «оборотнями в погонах» из армейской среды, включая высшие офицерские чины, представляют собой лишь надводную часть айсберга. Сам факт, что, несмотря на жесткий контроль и разветвленную репрессивную систему, эти процессы возникают снова и снова, показывает, что только репрессивные методы борьбы с этим явлением имеют ограниченную успешность. Все более очевидно, что без тщательного исследования самого явления армейского предпринимательства, без анализа мотивации участников неформальных социально-экономических взаимодействий и способов организации социальных транзакций, победа над неформальными практиками невозможна.
Однако проведение подобного исследования наталкивается на принципиальную методологическую проблему. Российская армия до сего дня остается закрытой системой с ограниченным доступом к ней. В силу этого, предметом анализа в рамках социологии армии, чаще
ных силах, за исключением боевого управления, строится не в соответствии с официальными структурами иерархической системы управления, а в соответствии со схемами коррупционных и иных теневых финансовых потоков. Генерал оказывается безвластным по отношению к подчиненному майору, если тот занимает ключевую позицию в формировании этих финансовых потоков.
Судя по всему, начавшийся этап морального разложения Вооруженных сил общество уже почувствовало/101/. Поэтому тот временной промежуток положительных изменений в отношении армии оказался таким кратким. В сложившихся условиях просматриваются следующие первоочередные задачи повышения престижа воинской службы и социального статуса военнослужащих.
Первое. Прежде всего, есть смысл сосредоточить усилия на тех направлениях, которые не связаны с материальными затратами. Речь идет о координации деятельности государственных и общественных структур. К настоящему времени сформировалось достаточно много различных общественных организаций, деятельность которых связана с Вооруженными силами. Все они декларируют благие цели, а некоторые действительно стремятся их достичь, но даже их работа далеко не всегда находит понимание у Министерства обороны.
Созданный еще в 1992 г. по указу президента единственный, имеющий общественно-государственный статус, фонд социальных гарантий военнослужащих «Гарантия» при прямом участии руководства Министерства обороны, прежде всего Главного управления воспитательной работы МО РФ, с 1998 г. оказался предельно неэффективным. Теневые практики привели к его финансовому краху. До сих пор, даже после решения суда, фонд не возвращен в руки законного руководства/90/. Знает о сути проблемы и начальник Генерального штаба, но, видимо, «воспитатели» нашли эффективные методы его «воспитания». А те, кто инициировал развал фонда, пройдя «славный путь»
представителей «ума, чести и совести нашей эпохи» от лейтенанта до генерала, не выходя из здания Главного политического управления, успешно пересели в высокие кресла Совета Федерации, и представляют регионы, в которых в лучшем случае были в командировке. Теперь они появляются периодически на телеэкранах и продолжают блокировать деятельность законного руководства фонда. Их преемники в Главном управлении воспитательной работы достойно продолжают начатое дело. Достаточно сказать, что генерал, ответственный за вопросы социальной защиты, даже не допущен к решению вопросов, связанных с фондом «Гарантия». Эти и многочисленные им подобные ситуации показывают, что, наряду с легальными формами хозяйственной деятельности, существуют и те, которые оказываются вне видимости проверяющих органов. Они то и могут быть описаны в терминах неформальной экономики. Но сначала необходимо уточнить сам термин и явление.
Система национального счетоводства отражает те экономические потоки, которые регистрируются официальной статистикой, отражаются отчетной документацией. Однако существуют многочисленные и разнообразные виды экономической деятельности, которые не находят отражения в официальной статистике или вообще никак не документируются. Эти явления называются различными терминами: «подпольная экономика», «неформальная экономика», «вторая экономика», «теневая экономика» и т.д. /57,58/. Сущность теневой экономики можно определить по-разному. Обычно используется экономикостатистический подход, теневая экономика - это все виды экономической деятельности, которые официально не учтены, не отражены в официальной статистике (т.е. это экономика, укрытая от статистического учета). Возможны и иные подходы к определению сущности теневой экономики /56/. С юридической точки зрения, теневыми можно называть экономические процессы, идущие вразрез с правовыми нор-
- Київ+380960830922