Ви є тут

Социально-экономические проблемы мотивации персонала на коммерческих строительных фирмах

Автор: 
Пахомов Александр Борисович
Тип роботи: 
Дис. канд. экон. наук
Рік: 
2000
Артикул:
1000288121
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
сгр.
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННЫМИ
ФАКТОРАМИ В КОММЕРЧЕСКИХ ФИРМАХ.....................10
1.1 .Характеристика организационных структур фирм.....10
1.2.Анализ наиболее популярных современных теорий мотивации... .25
1.3.Практические приемы менеджмента в управлении мотивационными факторами..............................45
Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ
АКТИВИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....................70
2.1.Особенности управления персоналом в строительных фирмах....70
2.2.Классификация факторов эффективной работы.........82
2.3.Социологический портрет ря£ру*цтка строительной фирмы 99
Глава 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ МОТИВАЦШХТРУДА В
КОММЕРЧЕСКИХ ФИРМАХ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ...118
3.1.Проблемы удовлетворенностью работой и текучесть кадров. ..118
3.2.Влияние внешней среды на внутрифирменное управление 123
3.3.Рекомендации по усовершенствованию мотивации труда 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................. 133
ЛИТЕРАТУРА................................................. 137
ПРИЛОЖЕНИЯ
152
з
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность гечы исследования состоит в том, что осуществляемый в нашей стране переход к рыночной экономике предполагает в качестве одного ит путей перестройку управления различными структурами, предприятиями и организациями.
Немаловажную роль в этом играет повышение трудовой активности работников, основанной на формировании действенной системы мотивов и стимулов, предполагая прямую зависимость экономического развития не только от прямого действия органов управления, но и от активности отдельного работника.
Человек, как известно, главный ресурс общества, а также компании, и эффективное их развитие зависит от стратегии управления этим ресурсом, от возможностей творческого развития, от увеличения капиталовложений в "человеческий фактор". Успех бизнеса, предпринимательской деятельности связан с самореализацией человека в процессе труда, с возможностью максимального развития его способностей, а также с удовлетворенностью его трудом. Опыт многих западных компаний убедительно доказывает, что мотивация персонала - это очень важная и сложная проблема, решение которой требует специальных знаний в области управления персоналом. Ли Якокка. известный американский бизнесмен и талантливый руководитель в автоиндустрии, считает, что "когда речь идет о том. чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть - в мотивации людей"1.
Пока эта тема не привлекла достаточного внимания российских экономистов и предпринимателей, считая очевидным, что переход к рыночной экономике сам собою обеспечит высокую мотивацию труда, которая существует в наиболее развитых странах. Однако современные достижения высокоразвитых стран являются результатом длительной эволюции
См ЯкоккмЛ карьера менеджера-\1 Прогресс. 1^0 -С 15-18
экономической наг радой. Интересы организации и ее членов обеспечиваю гея с помощью жесткой власти, которой подчиняются все.
Такое упрощенное представление о мотивах человека как члена организации получило широкое распространение во всем капиталистическом мире.
Следующий вид организационных структур - функциональные организационные структуры основаны на функциональной денаргаментизации. Традиционно в организации существуют отделы финансов, маркетинга, персонала. Данные структуры стимулируют деловую и профессиональную специализацию, уменьшают дублирование усилий и потребление ресурсов в функциональных областях при лучшей координации в них. Функциональная структура не подходит для организаций с широкой номенклатурой продукции или с широким уровнем диверсификации выпускаемой продукции, а также при работе организации на мировых рынках, так как существует реальная возможность, что интересы какого-либо подразделения начнут расходиться с интересами и целями всей организации. Недостатком функциональных структур является нарушение принципа единоначалия. Каждый исполнитель одновременно может получать указания по нескольким каналам от разных руководителей. Таким образом, функциональная специализация работ разрывает управленческий процесс, единый по своей природе.
Линейные и функциональные организационные структуры используются в тесном, органическом сочетании и образуют группу линейно-функциональных структур. При таком построении переплетается выполнение узкоспециализированных функций с системой подчиненности и ответственности за непосредственное выполнение задач по проектированию, производству продукции и сс поставке потребителям, т.е. права и ответ венность более углубленно разделяются между разными органами, руководящими техническими разработками, закупкой сырья и материалов, производством, сбытом и т.д. По шкому гипу организаций из обследования.
проведенного автором, строятся и фирмы, производящие строительную продукцию. Эти структуры не обладают достаточной гибкостью и адекватностью к быстро меняющейся внутренней и внешней среде. В результате замедляется прохождение информации, увеличивается объем работы высшего эшелона управления, превышаются нормы управляемости, допускается несоответствие между полномочиями и ответственностью руководителей различных уровней.
Дивизиональные организационные структуры основаны на дивизиональной департамент ализации по продукту, по потребителю, по территориальному принципу или по их сочетанию. Эти организационные структуры, как правило, покрывают основные недостатки функциональных структур, но имеют свои недостатки, например дублирование деятельности функций, что ведет к росту затрат, а также недостаточное общение между сотрудниками, слабые связи с головным предприятием и др1.
Фирмы, переходящие на продуктовый тип структурного построения, первоначально были организованы по линейно-функциональному типу, но рост масштабов деятельности организации усложняет возможности руководителей и специалистов у величивать число непосредственно подчиненных им работников более низкого у ровня.
Стру кту рная реорганизация на основе проду кта рассматривается как метод разрешения сложившейся проблемы. Продуктовый подход основан на делегировании высшим управленческим персоналом обширных полномочий по руководству производственной, сбытовой, вспомогательной и инженерной деятельностью. связанной с изготовлением конкретного продукта (ассортимента продуктов).
Структурное деление по территориальному принципу является часто применяемым меюдом структуризации физически рассредоточенных предприятий.
Мескон М N.. .Альберт М . Хедоурн Ф (Х*новы менеджмента Пер с англ М Дело. 1^2