Ви є тут

Социально-экономический анализ развития пенсионной системы в России

Автор: 
Чижик Лилия Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270984
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ стр.
Введение........................................................ 3-8
Глава 1. Теоретические основы формирования пенсионной
системы............................................... 8-39
1.1 Возникновение и развитие пенсионной системы............. 8
1.2 Методология развития пенсионной системы................. 18
1.3 Место пенсионного страхования в общей системе страхования. 27 Глава 2. Структурно - функциональные характеристики
объектов пенсионного обеспечения .. . 40-64
т
2.1 Субъекты пенсионного страхования и особенности
их взаимодействия........................................ 40
2.2 Типология пенсионного страхования....................... 45
2.3 Особенности экономического поведения субъектов
пенсионного страхования....................................... 56
Глава 3. Реформирование пенсионной системы России и перспект ивы ее развития.................................. 64 - 103
3.1 Европейские модели пенсионных систем и США................... 64
3.2 Социально-экономические предпосылки реформирования пенсионной системы............................................ 76
3.3 Социальный эксперимент по совершенствованию пенсионной системы на региональном уровне................................ 83
3.4 Концепция реформирования пенсионной системы и ес
реализация..................................................... 95
Заключение.................................................. 103 - 106
Список литературы............................................. 106 - 113
Приложение..................................................... 114-116
3
Введение.
Пенсионные системы во всех странах мира представляют собой развивающиеся системы, постоянно изменяющиеся и приспосабливающиеся к требованиям жизни. На современном этапе пенсионные системы стран с переходной экономикой стоят перед необходимостью проведения кардинальных преобразований.
Рыночная трансформация экономики России за последние десять лет показала, что без глубоких реформ, причем во всех без исключения сферах жизнедеятельности человека, невозможно решить главную задачу - построить цивилизованное общество, с социально ориентированной рыночной экономикой. Социальная ориентированность формирующейся экономики России прежде всего предполагает изменения в социальной политике государства, провозглашающей социальные права граждан наивысшей ценностью общества.
Государство должно защищать своих граждан от негативных социальных последствий рыночной экономики, от социальных рисков, связанных с потерей работы, дохода и трудоспособности. Современные европейские страны с рыночной экономикой уже создали адекватную систему социальной защиты населения, главным элементом которой является социальное страхование.
Страхование касается социально всех слоев и в том числе его стареющей части - пенсионеров. Речь идет о формировании иной системы пенсионного обеспечения, соответствующей новым экономическим условиям. Существовавшая ранее государственная система пенсионного обеспечения, при всех ее достоинствах, сегодня не способна поддерживать нетрудоспособную часть населения страны. Рыночные преобразования привели к целому ряду непопулярных у населения проявлений -либерализации и рост>' розничных цен и тарифов, образования рынка труда и ослабления государственного контроля за заработной платой и
10
В период царствования Николая I, было обращено внимание на
и
положение эмеритальной кассы бывшей Польской армии . Это было основанием для составления проекта закона об эмеритуре для служащих Российской империи. Однако дело дошло только до незначительных изменений в Пенсионном уставе 1827 г. Позднее в России вынуждены были вернуться к идее эмеритальных касс, которые стали основой частного пенсионного обеспечения. Эмеритальная (пенсионная) касса - это организация, в которую человек вносил деньги и из которой через определенное количество лет участия в кассе или по выслуге лет выдавалась ежегодная помощь - пенсия (иногда заменяемая единовременными пособиями), причем как самим участникам, так и членам их семей в случае смерти кормильца. Первая эмеритальная касса, была основана при Морском ведомстве 1858 г. и се капитал составлял более 1 млн. руб.
С началом индустриального периода в России, как в любой стране с быстро развивающейся промышленностью и наукой, велись поиски эффективных механизмов защиты работников от профессиональных и социальных рисков. Большой вклад в решение этих проблем внесли русские ученые И.М.Сеченов, Н.Е.Введенский, Ф.Ф.Эрисман, Н.А.Вигдорчик, А.П.Доброславин и др. Было выделено три этапа в развитии системы социальной защиты:
1 этап - дореволюционный (80-е годы прошлого века - 1917 год), характеризуется общеевропейскими направлениями развития. На этом отрезке времени в России существовало несколько тысяч страховых (эмеритальных) касс и порядка 10 товариществ (по закону 1861 года).
Исторически сложившееся в России до 1917 г. название обществ взаимного вспомоществования, выплачивавших пенсии своим членам -
1 «Эмеритуры« - от латинского слова emeritus - «заслуженный«. Эмеритальные кассы - кассы отдельных ведомств, из которых уволенные в отставку государственные служащие получали пенсии. !>ти пенсии служили дополнением к пенсиям из казны. Средства касс состояли из обязательных отчислений от жалованья государственных служащих. (Пенсии в дореволюционной России: главное было знать, где работатъ.7 Ревизор. 1995 Jit 11).
11
пенсионные кассы. Сегодня в России укоренилось и применяется (в более широком смысле, чем это принято в мировой практике) название пенсионный фонд. Если за рубежом под пенсионным фондом понимают, как правило, только организации, которые занимаются групповым страхованием, то в отечественной практике это все организации, обеспечивающие страховые пенсии.
II этап - 1918-1933 г.г. - этап первичной реализации программы РСДРП направленной на обеспечение социальной защиты работников, основанной на принципах полного самоуправления застрахованных, долевою государственного финансирования и финансирования за счет предприятий без уплаты взносов застрахованными, полного охвата всех лиц наемного труда и повышения доли компенсаций до величины среднего достатка. (Положение о социальном обеспечении трудящихся от 31 октября 1918 года). Небольшое отступление произошло во время НЭПа - с 1921 года произошел частичный возврат к классическому социальному страхованию.
III этап - 1933-1990 гг. - период оперативного управления системой социальной защиты профсоюзными органами. Начиная с 1937 года нововведенные пенсии неработающим платит государство через объединенный бюджет социального обеспечения, тарифы взносов неоднократно менялись в течение 193 7-1990-го годов1.
На этом этапе, начиная с 50-х годов, оплата нужд на образование, медицинское обслуживание и другие формы социальной защиты населения производилась из государственного бюджета - в рамках общественных фондов потребления (ОФП)2. Общественные фонды потребления - это совокупные затраты государства, профсоюзов, предприятий, колхозов и общественных
1 Роик В. Д. Социальное страхование, история, проблемы, пути совершенствования. НИИ труда Минтруда РФ. -М.. 1994.-е. 120
2 Ракитсккй Б. В.. Шохин А. Н. Закономерности формирования и реализации трудовых доходов при социализме. М.. «Наука» - 19S7. - с. 317.