Ви є тут

Стратегии поведения выпускников вузов на рынке труда

Автор: 
Савинова Анна Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
195642
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение,
Актуальность темы исследования. На протяжении последних десятилетий в российском обществе происходят постоянные изменения в мировоззрении, моделях поведения, сознании людей. Произошла ломка ценностей, крушение идеалов, что проявляется на уровне всех социальных акторов: общества, отдельных социальных групп, индивидов. Переход к рыночной экономике потребовал от людей новой системы мышления и новой системы оценок себя и окружающего мира, нового понимания и эффективности различных стратегий поведения, в том числе и на рынке труда.
Рыночная экономика предлагает совершенно иной, чем был ранее, тип взаимоотношений между работником и работодателем, требует освоения субъектами социально-трудовых отношений, новых социальных ролей и соответствующих им функций. В сферу интересов современного работника входят не только традиционные ценности (труд, деньги и др.), но и осознание связи между мерой труда и вознаграждения, иное отношение к профессиональному росту и трудовой мобильности.
Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, создают для многочисленных групп населения неблагоприятную обстановку, ставят под сомнение настоящее и будущее благополучие, заставляют людей в корне менять привычный образ жизни.
В таких социально-экономических и социокультурных условиях особое значение приобретает процесс профессиональной социализации молодых людей, который предполагает усвоение новых стратегий поведения для успешного трудоустройства. В этой ситуации профессиональные цели и средства достижения этих целей выпускниками вузов являются важным фактором их социальной активности и в то же время индикатором фундаментальных перемен, происходящих на рынке труда и в обществе в целом. В ситуации свободного
определения словарей представляют определенную культурную планку, поразительно, что Оксфордский словарь английского языка давал практически одно и тоже военное значение терминам «стратегия» и «стратегический» как в 1964 году 11:
«Военное искусство, искусство войны; управление армией или армиями в кампании, искусство перемещения или расположения войск, кораблей, самолетов таким образом, чтобы навязать врагу удобные себе место, время и условия борьбы.» 12
так и сто лет назад:
«Искусство главнокомандующего; искусство проектирования и руководства многочисленными военными движениями и операциями кампании.»13
Таким образом, изначально термин использовался в значении сознательно спланированных действий.
Но только в 80-е годы XX века словари начали регистрировать и другие значения данного понятия. Так в 1986 году в Оксфордском словаре английского языка появляется наряду с новыми военными значениями (стратегическое ядерное оружие, стратегическое поселение, стратегическое знание) новая невоенная формулировка:
«В условиях соревнования или конфликта как в теории игр, теории решения и т.д.- план для успешного действия, основанный на рациональности и взаимозависимости движения от противоположных участников.» 14
Следовательно, первые невоенные формулировки термина также понимаются как спланированные, рациональные действия. При этом, в данном
10 Карлофф Б. Указ. Соч., С. 83
n Shaw М. Debate on the concept of strategy. Strategy and social process: military context and sociological analysis// Sociology. - 1990. -vol. 24(3). - P. 468
12 Краткий Оксфордский словарь, 1964, с. 1273
13 Оксфордский словарь английского языка, 1888, с. 1086
14 Оксфордский словарь английского языка 1986, с. 554
18
определении рассматриваются социальные действия в понимании М.Вебера как ориентация на другого, т.е. действия планируются в зависимости от действий, предпринимаемых другими участниками соревнования или конфликта. Таким образом, употребление термина в социальных науках привносит новое значение в понимание понятия.
Само появление термина «стратегия» в социальных науках породило множество дискуссий. Одним из первых был поднят вопрос о применимости данного понятия к социальным наукам вообще и к социологии в частности.
Так М. Шо (Shaw), который занимается военной социологией, утверждает, что понятие «стратегия» может быть применимо только в военном контексте. На другие области социальной действительности данный термин распространять не следует. При этом и в рамках социологии войны стоит говорить о том, что в действиях и поведении лишь некоторых агентов можно четко уловить наличие стратегической позиции, и их действия частично могут анализироваться в терминах стратегии. 15 Мы не согласны с точкой зрения М. Шо. На наш взгляд, социологи, занимающиеся проблемами военной социологии, чрезмерно рационализируют понятие «стратегия», приписывая ему излишнюю «академичность» и полное отсутствие гибкости. Как нам кажется, проблема заключается в самом определении понятия. Если понимать стратегию в ее изначальном «военном» смысле, как это делает в частности М. Шо, то несомненно говорить о наличии стратегии поведения в действиях отдельных индивидов в различных жизненных ситуациях не имеет смысла. Тем не менее, в реальной действительности индивиды ставят перед собой цели, планируют свои действия в соответствии с этими целями, выстраивают действия в определенной последовательности для реализации целей, либо ведут себя в соответствии с уже отработанными в подобных ситуациях схемами поведения. Соответственно,
15 Shaw М. Debate on the concept of strategy. Strategy and social process: military context and sociological analysis// Sociology. -1990. - vol.24(3), P. 470