Ви є тут

Налогообложение в системе регулирования народного благосостояния : Социальные аспекты

Автор: 
Дмитриев Максим Петрович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000256546
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение .......................................................... 3
Глава /.Теорстико-методологические основания регулирования
народного благосостояния...........................................11
§1. Благосостояние как социологическая категория...................11
§2. Понятие и содержание системы регулирования народного
благосостояния.................................................... 38
§3. Основные направления формирования системы регулирования
народного благосостояния ......................................... 48
Глава 2. Налогообложение как социальная деятельность
но регулированию народного благосостояния..........................62
§1. Налогообложение: понятие, основные элементы, функции,
сущность...........................................................62
§2. Становление налогообложения как социальной деятельности 76
§3. Роль налогообложения в формировании системы регулирования
народного благосостояния...........................................94
Глава 3. Налогообложение в России в контексте регулирования
народного благосостояния..........................................104
§1. Современное состояние налоговой системы Российской
Федерации.........................................................104
§2. Научные подходы к формированию налоговой системы
.................................................................114
§3. Пути реформирования подоходного налогообложения физических лиц
в России: отечественный и зарубежный опыт........................138
§4. Налогообложение прибыли предприятий в России ................154
Заключение...................................................... 164
Список литературы............................................... 173
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена особенностями социально-экономического развития современного российского общества. В течение последнего десятилетия в России осуществляется переход от планового централизованного управления народным хозяйством к рыночной экономике. Этот переход сопровождается резким падением уровня благосостояния народа и усилением социально-экономической дифференциации. По официальным данным в 1999 году около 30% населения России имели доход ниже прожиточного уровня, в то время как в 1990 году их было только 2,8% населения. [146;5б] Для стабилизации уровня благосостояния народа, его постепенного повышения и сокращения социальной дифференциации, требуется формирование гибкой системы регулирования благосостояния и органичное включение в нее тех форм и механизмов, которые созданы мировой цивилизацией.
Одним из действенных механизмов регулирования социально-экономических процессов является современная система
налогообложения, при использовании которой приходи гея учитывать интересы различных хозяйствующих субъектов и социальных групп. Малейшие деформации в соотношениях налоговой нагрузки нарушают социальную справедливость в распределении созданных в обществе благ. Поэтому в налогообложении пересекаются интересы различных социальных групп, проявляются их противоречия и достигаются компромиссы.
Действующая в настоящее время налоговая система России обременена рядом существенных недостатков, прежде всего, такими как:
17
экономического и социального положения гой или иной группы населения.
В 1870-х годах берег свое начало так называемая теория «маржинальной революции». В развитии этой теории выделяют обычно два этапа. Первый этап охватывает 70-80-е годы XIX века, когда возникли обобщения идей экономического анализа в трудах представителей австрийской школы (К. Менгер, Е. Бем Баверк, Ф. Визер), а также У. Джевонса и Л. Вальраса. Центральным вопросом на данном этапе стала теория предельной полезности благ, которая признавала оценку полезности психологической характеристикой с позиций конкретного индивида. Поэтому первый этап принято называть «субъективным направлением» политической экономии. Второй этап приходится на 1890-е годы, когда маржинализм становится популярным и приоритетным во многих странах. Главное достижение этого этапа - отказ от субъективизма и психологизма. В результате представители второго этапа маржинальных экономических идей стали расцениваться в качестве последователей классической политической экономии и называться «неоклассиками». Среди представителей маржинализма на этом этапе выделяются А. Маршалл, Дж. Б. Кларк и В. Парето. Псоклассики пришли к необходимости системного изучения проблем спроса и предложения, синтезировали теорию предельных издержек и предельной полезности, стали использовать метод математического моделирования, отвергаемый первоначально.
Особое место среди маржиналистов занимают представители «австрийской школы». Карл Менгер считается ее родоначальником. Наиболее фундаментальным трудом К. Мснгера являются «Основания политической экономии» (1871). В отличие от классиков политэкономии он отводил приоритетное значение сфере потребления, а не производства.
18
Большое внимание уделялось исследованию проблем на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Его методология исследования сохраняет некоторые ключевые позиции методологии классиков: базовой категорией он считает стоимость, которая определяется субъективной характеристикой - предельной полезностью; отсутствие в экономическом анализе математических методов. Во главу угла он ставит индивидуальное благосостояние, которое детерминируется двумя факторами: предпочтениями индивида и наличием условий для
осуществления рационального выбора.
Новым в исследовании категории «благо» является деление экономических благ на порядки и обоснование принципа комплементарности (дополняемости) производительных благ. По его мнению, непосредственное удовлетворение потребностей человека обеспечивает распоряжение благом первого порядка, а обладание благами второго, третьего и далее порядков требует, чтобы их «опосредованным образом» можно было бы «применить к удовлетворению наших потребностей». [1 ;45,4б,67,68] Ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, то есть тогда, когда он сознает зависимость от наличия их в своем распоряжении. Неэкономические блага не имеют для человека никакой ценности. [1;97] В качестве подтверждения этого суждения, он приводит пример об оазисе, где достаточное для покрытия всевозможных потребностей людей количество воды нс имеет ценности, но при условии сокращения этого количества до уровня удовлетворения жизненно необходимых потребностей людей, вода приобретает ценность. В итоге возникает субъективистская трактовка ценности благ, ставшая общей исходной позицией «австрийской школы». Она состоит в том, что «... ценность -это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении