Ви є тут

Социальные установки в отношении денег как фактор финансового поведения населения

Автор: 
Аникаева Елена Алексеевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Артикул:
195301
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1. Основные подходы к определению денег в социологии...........11
1.1. Деньги как составной элемент системы товарно-денежных отношений 1 12
1.2. Деньги как социальные отношения. Понятие множественности денег. 21
Глава 2. Методологические основы исследования социальных установок в отношении денег....................................................26
2.1. Определение понятия социальных установок в отношении денег и их структура........................................................26
2.2. Методы измерения социальных установок в отношении денег.......37
2.3. Моделирование связи между социальными установками в отношении денег и стратегиями финансового поведения индивидов..............49
Глава 3. Исследование связи социальных установок в отношении денег и стратегий финансового поведения......................................61
3.1. Общая характеристика исследования.............................61
3.2.Анализ полученных результатов, их интерпретация и выводы.......63
Заключение..........................................................126
Приложение..........................................................133
Литература..........................................................156
2
Введение
Актуальность проблемы
Деньги являются неотъемлемым элементом жизни человека в современном обществе и, несмотря на это, они по-прежнему остаются малоисследованной социологической категорией. Р. Коллинз отметил, что деньгам не уделяется должного внимания, «как если бы они были не достаточно социологичны»1. Аналогичные слова можно сказать и в отношении социальных установок в отношении денег, связанные с отсутствием в России исследований, посвященных социальным установкам в отношении денег, их классификации и анализу связи со стратегиями финансового поведения.
Отметим, что первыми успешными попытками взглянуть на специфику отношения россиян к деньгам и обозначить основные отличия от зарубежных стран были сделаны О. Дсйпской. Именно сю опросник А. Фернхэма, положенный в основу данного диссертационного исследования, был адаптирован для России. Проведенные ею исследования показали насколько многогранны социальные установки россиян в отношении денег, кроме того, была показана их специфика в отличие от западных стран2.
Отмеченное выше можно расценивать как основу дальнейших фундаментальных исследований, касающихся социальных установок в отношении денег, их классификации и изучению специфики. Однако, исследований, касающихся анализа взаимосвязи социальных установок в отношении денег и стратегий финансового поведения не только в России, но и в западных странах не проводилось. Именно это и характеризует актуальность диссертационного исследования, основная цель которого не просто типологизировать социальные установки в отношении денег и
1 Collins К. Review of The Bankers, by Martin Mayer// American Journal of Sociology. 1979. Vol.85. P. 190.
2 Сравнительная характеристика основывалась на данных полученных в ходе опросов проведенных в Саны-Петербурге (О. Дениска) и Великобритании (А. Фернхзм). Заметим, что исследования Дениски касались анализа различий различных социальных групп (предпринимателей, банкиров и бюджетной интеллигенции).
утверждал Г. Зиммель, «свободны от каких бы то ни было качеств, и определяются исключительно количеством» (Simmel, 1990. Р.279). Они позволяют все без исключения качественные различия между товарами конвертировать в арифметически просчитываемую систему, что позволяет рассматривать деньги как совершенное средство современного хозяйственного обмена. Они свободны от субъективных ограничений, безразличны к определенным интересам, причинам или отношениям, их ликвидность и делимость бесконечны. Сама сущность денег, с позиции Зиммеля, заключалась в их равнозначности, внутренней однородности, которая позволяет обменивать одну единицу на другую. Деньги, таким образом, служили подходящим нейтральным посредником рационального безличного рынка, «выражающим хозяйственные отношения между объектами в абстрактных количественных величинах, не вступая в сами эти отношения» (Simmel, 1990. Р. 125). В отличие от Маркса, для Зиммеля деньги являются не только обезличивающей силой, но и освобождающей, предоставив индивидам свободу выбора условий и партнеров хозяйственного обмена. Деньги не только чистые формы ценностного обмена, но и чистые формы социальности, появление которых возможно только при условии значительной функциональной и структурной диффсренцированности общества. Характер денежной системы указывает на степень автономности отдельных социальных и культурных институтов, их функциональной специализации и взаимосвязи, а соответственно, является косвенным признанием свободы индивида, его независимости от каждого из них -церкви, общины, государства и т.п. Помимо этого деньги освобождают индивида от членства в ограниченной общности. Разорвав свойственные традиционным укладам личные связи, деньги предоставили каждому индивиду свободу выбора условий хозяйственного обмена. Посредством денег человек освобождается «от зависимости от вещей - он может все купить или продать; от зависимости от личностей - он может менять поставщиков; от зависимости от собственности - обладание деньгами никак
16
не связывает его бытие. Деньги выступают величайшим средством не только свободы, но и равенства - все равны в использовании денег, любой человек может обладать ими и распоряжаться по своему усмотрению. Но, получая эти преимущества, денежный мир постепенно захватывает в оборот и личные ценности человека, он сам становится объектом купли-продажи, опускаясь до уровня простого посредника денег»12. Аналогичные высказывания относительно вопроса денег и свободы можно наблюдать и в работах Т. Парсонса, который указывает на четыре степени свободы обладателей денег. Они свободны в выборе того, что планируют приобрести; в выборе продавца; в выборе времени покупки; в том, чтобы принять или отказаться от условий связанных с покупкой.
При данном разделении двух разных подходов к определению денег позиция М. Вебера неоднозначна. Поскольку, с одной стороны, его высказывания относительно монетаризации - увеличения доли товаров и услуг, покупаемых и продаваемых за деньги, экспансии рынка, проникавшего во все социальные пространства посредством денег, сопровождались их определением как наиболее абстрактного и безличного элемента человеческой жизни (Вебер, 1994. С. 14). Основными функциями денег в данном случае являются: платежное средство и всеобщее средство обмена13. В первую очередь, речь идет о возможности «осуществлять возможность расчета, устанавливать общий знаменатель, к которому могут быть отнесены все блага, имеет громадное значение. Только этим была дана первая предпосылка для рационального расчета в хозяйственной деятельности, стал, мыслим торговый «расчет»» (Вебер, 2001. С.12).
С другой стороны М. Вебер полагал, что деньги не играют только формальную роль, следовательно, их необходимо рассматривать не только в
Цитируется но: Веселов Ю.В. Экономическая социология: История идеи. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1995 с.71.
13 «С исторической точки зрения, первая функция предоставленного властью платежного средства, является более древней. В этой стадии деньги не являются орудием обмена; такое свойство возможно потому, что и система хозяйства без обмена знает отношения или услуги между отдельными хозяйствами, не основывающиеся на обмене, но все же требующие наличия платежных средств: таковы дани, подарки вождю, выкуй за жену, приданое, вира, пени, штрафы, т.с. взносы, производимые установленными платежными средствами» (Вебер, 2001. С.223).
17