ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения образовательной и учебной миграции...................................................16
1.1. Место образовательной и учебной миграции в структуре миграционных потоков..............................................................16
1.2. Теоретические аспекты адаптации иностранных учебных мигрантов в принимающем обществе.................................................31
1.3. Особенности статистического учета учебной миграции в российской и международной статистике.............................................66
Глава 2. Тенденции образовательной и учебной иммиграции иностранных граждан в Россию.........................................76
2.1. История образовательной и учебной иммиграции иностранных граждан в СССР и Россию........................................................76
2.2. География происхождения иностранных учебных мигрантов в России...............................................................93
2.3. Распределение иностранных учебных мигрантов по регионам и вузам России..............................................................112
2.4. Социально-демографический состав иностранных учебных мигрантов в России..............................................................145
Глава 3. Адаптация иностранных студентов в России: проблемы и перспективы.........................................................153
3.1. Проблемы российских вузов, связанные с обучением иностранных студентов...........................................................153
3.2. Ключевые проблемы адаптации иностранных студентов в России: мнение экспертов....................................................176
3.3. Социально-экономическая адаптация иностранных студентов в России..............................................................186
3.4. Социокультурная адаптация иностранных студентов в России.......202
Глава 4. Социальные последствия учебной миграции для принимающих и отправляющих стран................................................213
4.1. Социальные последствия учебной иммиграции иностранных студентов для России как принимающей страны...................................213
4.2. Социальные последствия учебной иммиграции иностранных студентов для российских регионов.............................................233
4.3. Социальные последствия учебной иммиграции иностранных студентов для российских вузов................................................241
4.4. Социальные последствия учебной миграции для отправляющих
стран...............................................................251
Глава 5. Политика привлечения иностранных учебных мигрантов в контексте миграционной политики России..............................259
5.1. Опыт зарубежных стран в привлечении иностранных студентов......259
5.2. Подходы к регулированию учебной иммиграции иностранных граждан в России..............................................................270
5.3. Учебная иммиграция иностранных граждан в контексте приоритетов современной миграционной политики России............................294
5.4. Концептуальные подходы и рекомендации по совершенствованию политики привлечения иностранных учебных мигрантов в Россию.........301
Заключение..........................................................316
Список использованной литерату ры.................................. 320
*7
I
»
Таким образом, миграционные потоки достаточно ■ разнообразны, но заметное место в*, них занимает образовательная и учебная миграция. В данной работе рассматривается только международная учебная миграция-студентов и- аспирантов в Россию с точки зрения ее. эффектов, 'проблем адаптации участников данного потока и государственного регулирования процесса. ' . Л . ' • ' • • •
1.2..Теоретические аспекты адаптации иностранных учебных мигрантов
в принимающем обществе
Цепочка действий человека от момента появления желания к перемене места жительства до приживаемости его на новом месте жительства можно рассматривать как процесс. Неслучайно, в науке применяется термин миграционный процесс - это множество событий, влекущих за собой смену места жительства, в котором четко выделается три стадии..‘Концепция трехстадийности миграционного процесса была сформулирована в конце-1970-х гг. известными. . российскими учеными Т.И:: Заславской и' Л.Л.Рыбаковским.13
Первая стадия (исходная, или подготовительная) представляет собой-процесс ' формирования миграционной мобильности (подвижности) населения, которая зависит от демографических, этнических, генетических и социально-экономических характеристик.1. Исследования показывают, что большей миграционной подвижностью обладают люди трудоспособного возраста по сравнению с детьми и пенсионерами; одинокие, люди по сравнению с состоящими в браке; мужчины по сравнению с женщинами; «новоселы» по сравнению со «старожилами»; высокообразованные люди по сравнению с людьми более низкой квалификации.
13 Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. — М.: Формула права, 2007^ — С. 21.
31
Вторая стадия (основная; или собственно переселение) - это совокупность переселений, совершающихся в-определенное время в рамках той или иной территории. Если характеризовать миграционные потоки по социально-
I
демографическим параметрам, то по указанным выше причинам в них, как. правило, больше людей трудоспособного возраста, мужчин, одиноких людей, «новоселов», высокообразованных мигрантов.
Третья стадия (заключительная; или завершающая)-представляет собой процесс приживаемости мигрантов' на новом, месте жительства, приспособлениям мигранта к обществу и общества, к переселенцам. Приживаемость — термин, скорее применимый, к внутренним мигрантам; или в некоторых-случаях к внешним мигрантам той же-национальной группы, что и коренное население (например, можно говорить о приживаемости русских из стран СНГ в^ России). Вс таком * случае, приживаемость характеризует процесс приспособления-к новому месту жительства и обществу мигрантов, близких к. коренному населению-по-культурному уровню; этническому и религиозному признакам.
В отношении процесса приживаемости- мигрантов из-за* рубежа (иммигрантов), которые, как правило, существенно отличаются от коренного населения1 религией, родным языком, культурными, традициями, ментальными установками; целесообразно использовать термин - интеграция-(например, по- отношению- к приживаемости турецких иммигрантов.- в Германии, арабских иммигрантов во Франции, китайских иммигрантов в России и т.п.). Интеграция представляет собой двусторонний процесс вхождения- людей, совершивших миграцию, в новое общество. От того насколько-успешно и органично они «впишутся» в него, будет зависеть с одной стороны- - самочувствие самого переселенца, а с другой стороны -социально-экономическая и политическая стабильность в принимающем их обществе.
32
- Київ+380960830922