Ви є тут

Маркетинг как средство изменения качества жизни населения

Автор: 
Емельянов Геннадий Егорович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
195411
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Раздел I. Качество жизни: понятие, содержание, структура............17
Раздел II. Маркетинг в системе социологических понятий..............45
Раздел III. Механизм влияния маркетинга на изменение качества
жизни населения..........................................82
Раздел IV. Пути оптимизации влияния маркетинга на качество жизни
населения...............................................118
Заключение.........................................................146
Список использованной литературы...................................153
Приложение.........................................................162
2
ВВЕДЕНИЕ
К настоящему времени проблема качества жизни приобрела характер общемировой проблемы. Начиная с 1992 года, со знаменитой международной конференции в Рио-де-Жанейро1, перед мировым сообществом особенно настоятельно встал вопрос о необходимости упрочения международного сотрудничества в деле обеспечения устойчивого развития и охраны окружающей среды. Постепенно человечество приходит к осознанию того, что именно качество жизни в наибольшей степени выражает его целевые устремления. Ориентация на качество товаров и услуг продемонстрировала значимость качества для всех аспектов жизни общества, стала показателем их жизнеспособности и конкурентоспособности.
Многие государства, активно проводящие политику качества, заняли ведущие позиции в мировом сообществе. Представители разных стран начали приходить к мысли, что для них чрезвычайно важное значение имеет не только достижение определенного уровня благосостояния, но и качественное состояние природной среды обитания, состояние здоровья, наличие свободного времени, духовно ориентированная жизнь.
Понятие «качество жизни» также стремительно врывается на страницы как российской периодической печати, так и социапьно-политической литературы. Подавляющее большинство авторов публикаций признают, что целью современного российского общества должно быть обеспечение соответствующего качества жизни россиян. Передовые предприятия приводят свою продукцию в соответствие международным стандартам ИСО серии 9000, что позволяет им начинать конкурировать с западными фирмами. Ведущие оте-
1 Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. М., 1993. С. VI.
качество жизни - комфорт жилища, качество одежды, услуги органов здравоохранения, образования, культуры, качество сферы обслуживания и т.д.
5. Проведенные эмпирические исследования показывают значительную степень взаимного влияния таких элементов механизма связи маркетинга и качества жизни как трудовое, семейное и потребительское качества жизни - с одной стороны, и основания, цели, элементы и результаты маркетинговой деятельности - с другой. Именно это обстоятельство обеспечивает эффективность функционирования механизма связи маркетинга и качества жизни.
6. Вместе с тем те же данные свидетельствуют о существенном рассогласовании таких элементов механизма как субъективная оценка потребительского качества жизни и этапы и элементы маркетинговой деятельности. Так, большинство опрошенных потребителей полагают, что отечественные фирмы - продавцы товаров и услуг - недостаточно учитывают их интересы как потребителей. С другой стороны, каждый второй опрошенный маркетолог считает, что реально маркетинговая деятельность связана с разработкой стратегии сбыта и осуществлением реализации продукции. Только каждый четвертый отметил, что реально занимается изучением рынка. Из всех функций маркетинга наиболее важной назвали «исследование мотивов поведения покупателей» только 6,5% опрошенных.
7. Основные направления оптимизации влияния маркетинга на качество жизни населения включают такие меры, как усиление комплексности и единства всех частей маркетинга, максимальная легитимация всей маркетинговой деятельности, расширение сферы влияния маркетинга не только в сфере бизнеса и промышленного производства, но и в политической, культурной и социальной сферах, ориентация маркетинга на продвижение товаров, обладающих высоким качеством и соответствующим принятым в мировой практике стандартам качества, усиление экологической составляющей маркетинговой деятельности, приведение в соответствие российских товаров, а также процессов их производства международным экологическим требованиям, по-
15
вышение профессионализма и компетентности кадров маркетинга, формирование этики российского маркетинга.
Научно-практическая значимость работы состоит в приращении знания в области социологической теории маркетинга и проблем исследования качества жизни.
Предлагаемая аналитика может быть использована при составлении долгосрочных и оперативных программ социальной политики; в деятельности муниципальных органов.
Выводы и результаты исследования могут применяться в учебных целях при чтении спецкурсов по экономической социологии маркетинга и проблемам качества жизни.
Основные положения, результаты и выводы диссертационной работы докладывались на ряде республиканских конференций, научно-практических конференциях института социально-экономических и правовых наук Академии Паук Татарстана, семинарах отдела социологии этого института и кафедры социологии Казанского государственного энергетического университета, отражены в авторских публикациях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите отделом социологии ИСЭ11Н АНТ.
Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
16