Ви є тут

Образовательные аспекты профессионально-квалификационной структуры предприятия : На примере ОАО Татнефть

Автор: 
Кунгурова Людмила Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273953
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА.................................... 14
§ 1 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА............ 14
§ 2 РОЛЬ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ........................... 48
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОАО «ТАТНЕФТЬ» И АЛЬМЕТЬЕВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕФТЯНОГО ИНСТИТУТА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ................................. 83
§ 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОАО
«ТАТНЕФТЬ» КАК ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА........................... 83
§ 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЁЖИ И ПОДГОТОВКИ К ЕЁ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......... 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 160
ПРИЛОЖЕНИЯ 174
3
ВВЕДЕНИЕ
Российская экономика и, в частности, нефтегазовая отрасль оказалась сегодня в совершенно уникальном положении. С одной стороны, очевидно, что от развитых стран Россия по многим параметрам научно-технического и производственно-экономического характера отстала на десятки лет -отечественные технологии в массе своей устарели, значительная часть оборудования изношена и требует замены, организационно-экономические системы не всегда восприимчивы к современным новациям в области техники, технологии и качества выпускаемой продукции. Но, с другой стороны, в сложившейся ситуации есть и определенные преимущества. России представлена уникальная возможность использовать себе во благо весь опыт успешного научно-технического, экономического, социального развития, накопленный в Европе, Америке, Японии и других странах годами напряженной работы.
Актуальность темы. В условиях современных новейших технологий производству во все большей степени необходим работник, готовый к постоянному обновлению и накоплению знаний. Солидные профессиональный знания, умения, навыки позволяют такому работнику быстро адаптироваться к меняющимся условиям производства, овладевать новой техникой и технологией, быстро и оперативно реагировать на изменения спроса и предложения на рабочую силу, ее цену. Теперь в нашей стране в связи с возрастающей экономической и организационной самостоятельностью хозяйствующих субъектов создаются возможности труженикам всех уровней от рабочих до высших руководителей и специалистов для реализации на практике творческого потенциала личности, сформированного всей системой непрерывного общего и профессионального образования. Поэтому воспроизводство рабочей силы, повышение ее качества и достижение соответствия профессионально-квалификационной структуры предприятия
19
Как же подготовить Профессионала с большой буквы? Какая доля ответственности за его подготовку ложится на государство, какая на учебные заведения, какая на предприятия, и что нужно сделать самому индивиду, стремящемуся стать профессионалом своего дела?
Решение этой сложной многосторонней проблемы требует повышение внимания и объединения усилий государственных, научных, учебных и производственных институтов, включая семью. На уровне предприятия данная задача трансформируется в необходимость совершенствования профессионально-квалификационной структуры и качества рабочей силы. На уровне учебных заведений она конкретизируется в необходимость совершенствования профессиональной ориентации выпускников этих заведений и повышения качества их подготовки и дальнейшего развития системы распределения. Государственные структуры, в свою очередь, опираясь на свои специфические рычаги, должны способствовать, с одной стороны, совершенствованию структуры рабочих мест, а с другой, помогать подготовке кадров так, чтобы они соответствовали последним достижениям научно-технического прогресса и возрастающим творческим потребностям персонала. Исходя из того, что подготовка Профессионала задача комплексная, требующая совместных усилий учебных, производственных, государственных организаций в российском обществе необходимо формировать и отлаживать, по примеру экономически развитых стран, систему профессионального непрерывного образования, объединяя в решении этого вопроса усилия предприятий, научных и учебных заведений. В России накоплен по данной проблеме определенный опыт1. Есть такой опыт и в нефтяном регионе Татарстана, где многие проблемы совершенствования подготовки специалистов для ОАО «Татнефть» и повышения уровня их квалификации решаются совместно с АГНИ
1 Горчакова В.Л. Огтьгг профессионального обучения персонала ООО ТД Русьимпорт, Управление персонала №2,2003., Управление персонала Кг2,2003., Профессионалами не рождаются или в чем секрет эффективной кадровой политики - интервью начальника управления персоналом ОАО «Норникель»// Человек и труд - № 1 -2003.
20
(Альметьевским государственным нефтяным институтом) с выходом на подшефные школы и профессиональные колледжи.
Центральным звеном формирующейся системы профессионального непрерывного образования могли бы, на наш взгляд, стать производственнообразовательные комплексы по аналогии с корпоративными университетами. Их функционирование должно определяться и направляться, прежде всего, стратегическими целями и задачами развития предприятия, включая потребность в достижении взаимосоответствия профессиональной квалификационной структуры предприятия характеристикам рабочих мест.
Необходимость достижения данного взаимосоответствия диктуется многими причинами и достигается через интеграцию социально-экономической, научно-технической и образовательной политики предприятий, государственных и учебных заведений. Анализ литературы по данному вопросу1 позволил нам сгруппировать и выделить совокупность причин, оказывающих воздействие на совершенствование профессиональноквалификационной структуры предприятия
Что же они из себя представляют?
I. Повышающиеся требования к квалификации персонала в связи с усложнением и интенсификацией труда, в условиях научно-технической революции и конкуренций на рынке труда. Знания, навыки, установки, которые помогали персоналу успешно работать еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появления новых рабочих мест и др.), что ставит большинство российских предприятий перед необходимостью подготовки
1 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - С.-Пб. 1999г.; Белкин П. Человеческий фактор общественного производства. - М., 1989 г.; Бушмарин И. Трудовые ресурсы России и Запада. - М., 1998 г.; Гойоло В. Интеллектуальный капитал/Мировая экономика и международные отношения. - 1998-№11; Сенте П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. 1999 г.; Шагиев Р. Дьяконова Человеческие ресурсы нефтегазовых компаний. - 2002 г.