2
т
%•
♦
Содержание
Введение 3
Глава I. Методические подходы к исследованию социальных 8
аспектов приватизации
1.1 Группировка регионов для анализа социальных аспектов ^ приватизации
1.2 Система показателей оценки социально-экономических 14 последствий
Глава И. Общая экономическая оценка итогов приватизации 27
Глава III. Социально-демографические последствия приватизации 45
3.1 Демографические последствия приватизации
3.2 Воздействие приватизации на занятость населения 57
3.3 Формирование новой социальной структуры общества 68
3.4 Социально-психологические аспекты приватизации 84
Глава IV. Приватизация и уровень жизни населения 96
4.1 Анализ влияния приватизации на доходы населения и 96 формирование его прожиточного минимума
4.2 Крйзис системы социальных гарантий 103
Заключение 112
Список использованной литературы 116
Введение.
Российская Федерация переживает сегодня один из наиболее сложных и болезненных периодов в своей истории. Происходят колоссальные изменения в облике общества. Вот уже около 10 лет идет смена экономической формации, сопровождающаяся появлением новых форм собственности на средства производства, нарождением новых производственных отношений. Невиданными в мировой практике темпами осуществляется приватизация, в процесс которой так или иначе оказалось вовлеченным практически все население страны. Немало сделано по демилитаризации экономики, развитию свободного предпринимательства и раскрепощению творческой инициативы трудящихся. Меняются представления людей об общественном устройстве государства и образе своей жизни, разрушаются основы плановораспределительной системы, сходит со сцены командный метод управления социально-экономическими процессами.
В этой связи вполне естественен вопрос: как воспринимается
приватизация различными слоями населения, все ли здесь делается правильно. К сожалению, приходится констатировать, что нет, не все. Более того, нередко имеют место явления, которые не согласуются не только с мировыми тенденциями в странах со свободным предпринимательством и рыночной экономикой, но и со здравым смыслом.
Прежде всего, проводимая в развитых странах приватизация ведет к повышению эффективности экономики. У нас наблюдаются иное: сокращение выпуска продукции, падение производительности труда, рост издержек производства, ухудшение инвестиционного климата, моральное и физическое старение основных фондов, дисквалификация кадров.
соглашение”, “Дальний Восток и Забайкалье”. В их основу легли не традиционные, важные для своего времени факторы, значительная часть которых перестала играть решающую роль, а такие важнейшие признаки, как наличие ресурсного потенциала, теснота миграционных связей населения, общность решаемых задач и перспектив развития экономики, схожесть социальных проблем.
При ассоциациях созданы исполнительные органы управления в виде Советов или Дирекций. Ассоциации регулярно проводят свои заседания, в работе которых, как правило, принимают участие Председатель Правительства Российской Федерации или его заместители, а также руководители соответствующих министерств и ведомств. Некоторые руководители ассоциаций входят в состав Президиума Правительства Российской Федерации с правами членов Правительства. Активное участие в работе ассоциаций принимают депутаты Г осударственной Думы и представители Совета Федерации. Все это создает условия для того, чтобы решения ассоциаций находили практическое претворение при выработке региональной политики по важнейшим социально-экономическим проблемам. Это бесспорный прогресс, т.к. происходит активизация местных органов управления в решении как региональных, так и общегосударственных федеральных задач.
Вместе с тем, с нашей точки зрения, существующие официальные группировки регионов для целей анализа и оценки становления новой формы собственности и ее социально-экономических последствий недостаточны. Дело в том, что в рамках одной ассоциации сегодня объединяются регионы, пути и методы решения социально-экономических задач которых весьма различны и не укладываются в общие рамки. Одни регионы могут решать свои задачи и
помогать соседям, другие - решать только свои задачи, третьи - решать задачи с Помощью соседей, а четвертые - не могут обойтись без федеральной помощи.
Работа по типологизации регионов по заданию Министерства экономики ведется в Совете по изучению производительных сил, других научных учреждениях. Однако до последнего времени она осуществляется, главным образом, применительно к вопросам прогнозирования социально-экономического развития регионов.
В качестве основы типологизации регионов для анализа и оценки социально-экономических последствий приватизации предлагаются следующие показатели: национальное богатство и валовой региональный продукт в расчете на душу населения, а также плотность населения на 1 кв. км территории.
На основе статистических справочников “Регионы России” произведены расчеты этих показателей по всем регионам за последние годы. Анализ и оценка полученных результатов позволили выделить 4 типа регионов: с очень низким уровнем развития, с низким уровнем развития, со средним уровнем развития и с высоким уровнем развития (см. табл. 1).
Таблица 1.
Типы регионов Российской Федерации по уровню экономического развития
Наименование типов регионов Регионы, входящие в тип
(количество) (пример)
Очень низкий уровень развития 5 Республика Северная Осетия -Алания
Низкий уровень развития 36 Тамбовская область 1
Средний уровень развития 20 Новосибирская область
Высокий уровень развития 16 г. Москва
В группу с очень низким уровнем развития входят республики Северного Кавказа (за исключением Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и
- Київ+380960830922