Ви є тут

Совершенствование системы инновационной деятельности российских вузов: социологический подход

Автор: 
Мжачих Татьяна Евгеньевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
297918
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.............................................................3
Глава 1. Научно-инновационная деятельность вузов в процессе формирования национальной инновационной системы.......................8
1.1 Теоретические аспекты научно-инновационной деятельности вузов 8
1.2 Особенности научно-инновационной деятельности вузов России 32
1.3 Инновационный вуз как многоуровневая система.....................61
Глава 2. Интеграция науки и высшего образования: инновационный аспект...............................................................71
2.1 Приоритетные организационные формы научно-инновационной деятельности вузов...................................................71
2.2 Перспективы управления интеллектуальной собственностью вуза 108
2.3 Развитие венчурного финансирования малых инновационных компаний
высшей школы........................................................121
Заключение..........................................................138
Список использованной литературы....................................144
Л
Введение
Актуальность темы исследования. Развитие научно-инновационной деятельности в нашей стране основывается на опыте, накопленном в предшествующие периоды, а также на новых задачах, зафиксированных в принятых государственных правовых и программных документах. В большинстве принятых в последние годы основополагающих документов утверждается необходимость более активно и всесторонне использовать научно-инновационный потенциал высшей школы России посредством усиления связей вузов с промышленностью и с Российской академией наук. Интеграция российского высшего образования и науки и формирование национальной инновационной системы требуют всестороннего изучения основ научно-инновационной деятельности вузов и социально-экономических субъектов, взаимодействующих с ними в данной сфере.
Модернизация образования не имеет однозначной трактовки среди исследователей и практиков. Довольно часто она рассматривается как внедрение апробированных на Западе стандартов и технологий, сочетающееся с недооценкой традиций отечественного образования. Имеют место и иные позиции, спектр которых простирается от идеи более или менее гармоничного соединения западных моделей с лучшим российским и советским опытом организации образовательной деятельности до принципиального отрицания необходимости модернизации и ее возможных позитивных последствий для государства и общества.
Несмотря на эти разночтения, очевидно, что модернизационные механизмы запущены, их дальнейшее развитие неотвратимо. В силу данных обстоятельств, современное развитие российских вузов приобретает характер постоянно возобновляющегося инновационного процесса.
Степень разработанности проблемы. Инновационные процессы
довольно давно являются предметом исследования отечественных и
зарубежных авторов. Классические теории инновационного развития были
предложены еще в работах И. Шумпетера и Н.Д. Кондратьева. Вклад в
з
• академическая наука;
• вузовская наука;
• отраслевая наука;
• заводская наука;
• вневедомственная наука.
Таблица 2. Классификации научных организаций исходя из
управления научно-инновационной деятельностью.
Сектор Организации
Академическая наука Учреждения РАН и других российских Академий
Вузовская наука Научно-образовательные объединения
Исследовательские промышленно-вузовские Центры
Научно-исследовательские и научно-технические подразделения вузов
Отраслевая наука Государственные научные центры
Федеральные научно-технические центры
Научно-производственные объединения (комплексы)
Научно-технические ассоциации с участием федеральных министерств (ведомств)
Инкубаторы
Технопарки
Технополисы
Заводская наука Научно-исследовательские, проектно-конструк-торские и технологические институты
Конструкторские и технологические бюро
Заводские лаборатории
Научно-технические центры
14
Конструкторско-технологические и другие подразделения
Вневедомственная наука Венчурные фирмы
Академическая наука включает учреждения Российской академии наук и других российских академий.
Вузовская наука представлена следующими организационными формированиями:
• научно-образовательными объединениями;
• исследовательскими промышленно-вузовскими центрами;
• научно-исследовательскими и научно-техническими подразделениями вузов.
Научно-образовательные объединения формируются с целью повышения качества процесса обучения в вузе за счет привлечения к его осуществлению работников научных организаций (прежде всего институтов РАН), приобщения профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов к научной работе в этих организациях. Научно-образовательные объединения создаются добровольным соглашением между вузом и научной организацией в любой организационно-правовой форме для осуществления как коммерческой, так и некоммерческой деятельности.
Исследовательские промышленно-вузовские центры создаются при ведущих вузах страны с целью привлечения средств промышленности для разработки и внедрения перспективных нововведений вузовского сектора и большей ориентации последнего на нужды промышленного производства. Центры учреждаются Минобрнауки после конкурсного отбора. Центр является независимой некоммерческой юридически самостоятельной организацией. Финансирование осуществляется за счет объединенных средств госбюджета, промышленных предприятий, вузоз и местных органов власти. Средства госбюджета (не более 30% общих затрат центра) выделяются с целью обеспечить стартовые условия функционирования