Ви є тут

Социальный механизм региональной налоговой политики как фактор формирования поведенческих практик хозяйствующих субъектов : на примере Самарской области

Автор: 
Желаннова Евгения Алексеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295990
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление диссертации
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ................................13
1.1 Основные подходы социологического анализа региональной налоговой системы......................................................14
1.2 Социальный механизм региональной налоговой политики как фактор регулирования налогового поведения...........................47
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ).......................................................81
2.1 Практики взаимодействия субъектов региональной налоговой политики ...82
2.2 Социальные установки и предпочтения субъектов налогового поведения.....................................................119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........
ПРИЛОЖЕНИЕ........
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
,148
153
171
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность проблемы исследования. Региональная налоговая политика в качестве самостоятельного направления деятельности субъектов РФ законодательно оформилась в конце 1991 года, но процесс её институционализации продолжается и сегодня. Только за последние 15 лет полномочия региональных органов власти в реализации налоговой политики пересматривались порядка 10 раз1. Однако процессы реформирования происходили без учета социальных факторов, что в результате привело к росту теневого сектора экономики. Сегодня доля «серой» экономики в российских регионах по разным оценкам составляет от 20 до 25% валового регионального продукта и в условиях экономического кризиса имеет тенденцию к росту2. Складывающаяся экономическая ситуация способствует сокращению собственных финансовых ресурсов региона. В то же время при объеме расходов, закрепленных за региональным уровнем власти в размере 29,8%, собственные средства региона составляют лишь 26,9% всех его доходов^. В вопросах социальной политики региональных органов власти одной из первостепенных становится проблема обеспечения достойного уровня жизни населения, не создавая при этом высокую налоговую нагрузку, стимулируя развитие производства и рост налогового потенциала региона.
Актуальность обращения к проблеме роли региональной налоговой политики в развитии субъекта РФ продиктована также и тем фактом, что она преимущественно реализуется в отраслевом, а не территориальном аспекте, оставаясь без должного теоретического осмысления. Кроме того, региональная налоговая политика непосредственно влияет на региональное развитие как результат функционирования институтов, формирующих благоприятный
1 Кузнецова ОМ. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. Изд. 3-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2005. С. 145-149
’ Зыков С. Регионы уходят в «тень» И Российская газета № 4973 (149) от 13.08.2009
3 Галлчев Р.Ш. О некоторых правовых аспектах разграничении полномочий в налоговой сфере между РФ и её субъектами //Налоги и налогообложение, 2007, №2. С. 18
17
уплаты налогов и сборов, специфика международных практик налогообложения2 . С точки зрения права, налоговая система предстает механизмом согласования интересов государства, субъектов РФ, налогоплательщиков (населения и хозяйствующих субъектов) в правовом иоле, призванным обеспечить, с одной стороны, целостность территории страны, единство правового и экономического пространства, а с другой - уровень децентрализации, необходимый для саморазвития региона, повышения качества жизни населения. Инструменты региональной налоговой политики представляются эффективным правовым рычагом, не только стимулирующим развитие отраслей промышленности, но и оказывающим влияние па направление и интенсивность миграционных процессов29.
В социологическом знании налоговая система предстает, прежде всего, совокупностью отношений обмена между субъектами по поводу распределения общественных благ. Акты обмена происходят в процессе взаимодействия акторов, движимых собственными интересами и использующих недостающие ресурсы, которыми обладают другие. Так, органы власти получают часть дохода налогоплательщиков для осуществления своих расходов, выполнения социальных функций, а население и хозяйствующие субъекты взамен обеспечиваются общественными и частными благами - от безопасности и обороны страны до медицинского обслуживания, образовательных услуг. Категория «политика» в социологическом знании рассматривается как совокупность институтов, меняющихся в ходе исторического процесса развития общества, где «реализуются отношения господства и подчинения между социальными классами и слоями»30. Следовательно, налоговая политика предстает социальным механизмом реализации налоговой системы, воздействующим посредством социально-экономических инструментов на
*8 Коттке К. "Грязные" деньги - как с ними бороться? : справ, по налоговому законодательству в области "Грязных" денег. - Пер. 9-го нем. изд. - М.: Дело и Сервис , 2005; Тупанчески П.Р. Уклонение от уплаты налогов в сравнительном праве [Монография] Пол ред. В. С. Комиссарова - М.: Юнити: Закон и право, 2001.
Например, на заседании Государственной Думы одной из мер по увеличению численности населения малозаселенных территории Сибири и Урала предлагалось уменьшить ставки налогов в этих регионах.
Социология: Энциклопедия / Сост. А.Л. Грицаиов, В.Л. Лбушенко, Г.М. Нвслькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - С.749
человеческий фактор, который следует рассматривать как «фискальное общество, моделируемое налогом, а также как социальный процесс налогообложения»31. Кроме того, важно принимать во внимание и специфику среды её функционирования - регионального уровня организации общества, детерминируемого как макроэкономическими показателями, так и социально-экономическими факторами. По справедливому замечанию Н.И. Боенко, именно экономическая социология предстает «единственным направлением, в котором на сегодняшний день присутствует и исследуется взаимодействие социального (в узком смысле слова) и экономического»32.
По мнению В.В. Волкова33, исследование сферы налоговых отношений в экономической социологи и 01раничено несовпадением налоговых практик с «формально-юридическими предписаниями государства». Такое определение предмета исследования представляется нам очень узким, поскольку оно не охватывает «рациональное», с точки зрения экономики, поведение, связанное с уплатой налога и включаемое В. Парето в область изучения социологической науки34. Поэтому предметным полем нашего исследования являются как оппортунистические поведенческие стратегии, так и модели поведения, реализуемые в рамках законодательства.
Таким образом, в интерпретации экономической социологии региональная налоговая политика предстает социальным механизмом развития экономики региона, формирующим поведенческие практики регионального сообщества, а также системой социально-экономических отношений всех её участников с учетом разнонаправленности их интересов в территориальных условиях хозяйствования.
Налоговая система в социально-экономическом развитии субъекта РФ
31 Jlepya М. Социология налога: пер. с фр. - М.: Дело и Сервис, 2006. С. 11
° Боенко Н.И. Экономические реформы, ценности и российская полиментальность И Социальные и ментальные тенденции современного российского общества / Под ред. В.Е. Семенова. - СПб.: Изд-во С.-Истсрб. ун-та, 2005. С. 49
33 Конкуренция за налогоплательщика. Исследования по фискальной социологии/ Нол рел. В.В. Волкова. М.: МОНФ, 2000. - С.7
j4 Dalzicl P., Higgins J. Pareto, Parsons and the boundary between economics and sociology//Thc American Journal of Economics and Sociology. Volume 65, number 1, January, 2006. -C. 120