Ви є тут

Особенности становления и развития новой социально-профессиональной структуры населения молодого среднего города

Автор: 
Марченко Татьяна Григорьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272192
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИ КО-М ЕТ0Д0Л01 ИЧЕСКИЕ ()СНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
РАЗДЕЛ 2 ФОРМИРОВАВШЕ IЮВОЙ СОЦИАЛЫ 10-
ПРОФЕССИОНАЛЫ ЮЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ МОЛОДОГО СРЕДНЕГО ГОРОДА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
РАЗДЕЛ 3 СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ 11А РЫНКЕ ТРУДА КАК ФАКТОР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
3
14
60
128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
175
181
ПРИЛОЖЕНИЕ
195
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В процессе трансформации постсоветского российского общества происходят существенные структурные изменения, прослеживаются новые тенденции. Изменился статус многих профессий, что привело к формированию новой социально-профессиональной структуры общества. Резко возрос престиж предпринимательской, коммерческой, финансово-банковской, управленческой, правовой и других видов деятельности. Расширился набор профессий, востребованных рынком из-за высокой оплаты труда в коммерческих структурах. Одновременно социальная привлекательность ряда важных для общества профессий стала падать. Происходит институционализация отдельных профессий (таких, как социальный работник, менеджер, специалист по связи с общественностью) в связи с преобразованиями в менеджменте.
Социально-профессиональная структура российского общества следует за изменениями в сфере занятости, характеризуемыми утечкой рабочей силы из государственного в негосударственные секторы экономики. Перемещаясь в частный сектор на должности, не требующие их прежних профессиональных знаний, работники теряют накопленный профессиональный опыт и квалификацию. Кроме юго, сфера занятости характеризуется высокой степенью криминализации.
По данным социологических исследований, большая часть работающих, особенно молодежь, трудится не по специальности, приобретенной в учебном заведении, следовательно, профессионально-квалификационный потенциал трудовых ресурсов не находит эффективного использования.
Профессиональная структура и структура рабочих мест должны быть сбалансированы и взаимосвязаны, однако наличие безработицы, вторичной и альтернативной занятости указывает на несоответствие этих структур. Рынок труда во многом носит стихийный, нерегулируемый характер.
По мере возрастания требований к решению социальных проблем усиливается необходимость изучения и объяснения происходящих явлений в сфере
3
Таким образом, в качестве методологического основания в исследовании профессиональной структуры нами сделан выбор следующих подходов:
- структурного функционализма Т. Парсонса, Р. Мертона;
- теории конфликта К. Маркса, Р. Дарендорфа, Л. Козера.
Успешное исследование поставленной проблемы возможно на стыке наук
- социологии, демографии, экономической теории.
Комплексный подход включает, помимо обозначенных системного, структурно-функционального аспектов, и деятельностный аспект, т.е. предусматривает анализ деятельностной структуры социального феномена, характеристики субъектов социального действия, их потребностей, интересов, целей и т.д.
При изучении социальных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени необходим учет и ситуационного фактора. Выявление культурного контекста исследуемого феномена, определение социальных значений ценностей, норм, правил поведения представителей различных социально-профессиональных групп предполагает выделение социокультурного аспекта их деятельности.
Целесообразны учет основных факторов системообразования, определение изменений социальных явлений во времени, тенденций их развития в будущем на основе историко-генетического подхода, что позволяет выявить научные достижения и обозначить перспективные направления в этой области социол огичес ко го знания.
Рассмотрим основные подходы к изучению общего, т.е. социальнопрофессиональной макроструктуры, затем - особенного или подобной структуры городского населения.
В зарубежной и отечественной социологии изучение профессиональной структуры связывается с проблемой социальной дифференциации общества, социального неравенства, которые рассматриваются в рамках стратификационных и классовых теорий.
18
Люди и группы занимают различное положение в социальной иерархии в соответствии с социальной значимостью, которой обладают выполняемые ими виды деятельности. Таким образом, проблема социального неравенства связана с социально-экономическим разделением труда.
Большинство моделей стратификации раскрывают отношения людей по поводу распределения собственности, власти в сфере трудовой деятельности.
Выделяя общее в теориях классов и стратификации, соотнося их с целями нашего исследования можно отметить, что общество состоит из множества групп и индивидов, имеющих определенные характеристики, используемые в качестве критериев классификации, который может быть одно- и -многомерным.
Для выделения классов и слоев используются одни и те же признаки. В качестве основополагающего признака, определяющего дифференциацию в сфере производства и распределения, выступает род занятий, профессия. Поэтому при анализе классов и слоев так или иначе в поле анализа социологов попадает и профессиональная структура общества. При этом подчас в зависимости от целей, а также идейно-теоретических позиций, исследователи получают неоднозначные оценки и высказывают подчас противоречивые суждения по отношению к характеристикам изучаемого феномена.
Сторонники классовой теории исходят из социального разделения общества, выделяя при этом элементы противоположности, дезинтеграции. Их внимание главным образом направляется не на род занятий, а на различия в профессиональных позициях индивидов. К. Маркс и Ф. Энгельс классовую структуру общества выводил из системы экономических отношений. По их мнению, источником социального развития выступает борьба между антагонистическими классами, а общей основой образования классов - общественное разделение труда. При этом имеется в виду крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными группами,
19