Ви є тут

Квартетное творчество Д.Д. Шостаковича : к проблеме эволюции жанра

Автор: 
Бочарникова Валентина Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
300188
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................3
Глава I. Вопросы периодизации
квартетного творчества Д. Д. Шостаковича................................13
Глава II. Формирование концепции жанра в ранних квартетах...............42
Глава III. Новые принципы художественного мышления
в зрелых квартетах......................................................86
Глава IV. Итог эволюции квартетного жанра в поздних опусах.............119
Заключение............................................................148
Список литературы......................................................152
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Д. Д. Шостакович относится к числу величайших, знаковых фигур XX века. Художник универсального- дарования, он сказал свое слово практически во всех областях музыкального искусства, запечатлев при этом через призму собственного миропонимания сложный, противоречивый, насыщенный драматическими конфликтами и трагическими событиями образ современной реальности. Неслучайно Е. А. Мравинский назвал композитора «истинным летописцем нашего времени»1. Сочинения мастера неразрывно связаны с социатьными и нравственными проблемами эпохи.
Специфика шостаковичевского мироощущения, присущее ему обостренное восприятие окружающей действительности в сочетании с ингроспек-тивноегью лирико-философского по своей природе мышления объясняют тяготение художника к вопросам этического порядка. Творчество Шостаковича обращает музыкальную культуру к общечеловеческим' ценностям и идеалам. Композитор поднимает извечные темы о смысле бытия, жизни и смерти, истинной свободе духа, высшей гармонии, приобретающие в его интерпретации философско-трагедийную окрашенность. Сквозное развитие данной проблематики объясняет эволюцию композиторского стиля, а также обусловливает переосмысление традиционной трактовки жанров.
Квартет выступает одной из ведущих областей творчества Шостаковича. Композитор возрождает традиции жанра и выводит струнный ансамбль на качественно новую ступень.
В этой связи представляется важным и своевременным обращение к квартетным опусам художника. Ыа современном этапе музыковедческой науки исследование процесса формирования и развития концепции жанра в ис-
1 Мравинский Е. А. О Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче // Дмитрий Шостакович. Статьи и материалы / сост. и ред. Г. М. Шнеерсон. М., 1976. С. 39.
3
аристократическая, или “благородная”, а в 1948 году была открыто осуждена. Официальный список “советских” жанров в. одном из предварительных набросков постановлений включал- симфонический, оперный, песенный, хоровой и танцевальный жанры; окончательный, же' текст отвергал все стили и жанры, адресованные только “узкому кругу специалистов и музыкальных гурманов”»1. - Предпочтение отдавалось в первую очередь текстовой музыке, которую можно было подвергнуть идеологическому контролю, цензуре и которая в большей степени отвечала требованиям советского реализма.
Положение осложнялось тем, что квартет, отражая основные тенденции музыкального искусства начала XX века, вбирает в себя традиции Скрябина с их утонченно-психологизированной лирикой (Первый квартет В. П. Ширинского), импрессионистские эстетство и красочность (одночастный квартет В. С. Нечаева), модернистские позиции зарубежного искусства, в рамках которых возникает урбанистически-конструктивистская интерпретация жанра (два квартета Г. С. Гамбурга, Квартет А1. В. Мосолова, Первый квартеа- Г. Н. Римского-Корсакова). В результате он на долгие годы, превращается- в наиболее сложную для восприятия массового слушателя область эксперимента.
В этих условиях в Шестом квартете А. К. Глазунова, Втором квартете М. О. Штейнберга, Первом квартете Д. Б. Кабалевского, Втором квартете В. П. Ширинского, камерных произведениях Р. М. Глиэра, Д. В: Житомирского, А. Н. Александрова, А. Ф. Гедике, А. П. Гладковского, Е. К. Голубева, Н. Я. Мясковского, В. Я. Шебалина, С. С. Прокофьева“, Д. Д. Шостаковича начинается возрождение квартетных традиций. Первым шагом в данном направлении становится поворот к «лирической» трактовке жанра в ее различ—
1 Тарускин Р. Шостакович и мы. С. 820.
2 Камерно-инструментальные произведения С. С. Прокофьева немногочисленны и не являются ведущей областью творчества композитора. Вместе с тем два квартета художника относят к группе сочинений, наметивших один из путей дальнейшего развития жанра.
15
ных преломлениях: лирико-эпическом (Прокофьев), лирико-драматическом (Мясковский), жанрово-лирическом.
В длительном и сложном процессе, связанном с «реставрацией» струнного ансамбля, камерные опусы Шостаковича приобре тают особое значение. В: них обозначается так называемая «трагедийная» ветвь камерноинструментальной музыки, характеризующаяся* субъективно-лирической окрашенностью образов, психологизмом, использованием экспрессионистских (например, серийной техники) и неоклассицистских (в частности, жанра пассакалии) приемов письма, линеарной полифонии, усложненных ладов и по-литональности, гротеска как средства воплощения отрицательных сил.
Появление этой линии в камерной музыке связано, прежде всего, с отображением трагических событий военных лет. Так возникают квартетные опусы Г. Г. Галынина (Первый- квартет), Ю. А. Левитина (Четвертый), М. С. Вайнберга (Шестой), В. Н. Салманова (Первый), Квартет Г. В. Свиридова1. Однако с окончанием войны основной тенденцией развития струнного ансамбля вновь становится лиризация жанра, причем в предложенном Прокофьевым варианте. Шостакович же по сути остается.единственным, кто до конца/творческого пути в силу специфики своего мировосприятия придерживается философско-трагедийной интерпретации квартета.
Таким образом, Прокофьев и Шостакович* выступают знаковыми для камерного искусства фигурами, а их принципы квартетного мышления, как некогда «моцартовские» и «бетховенские», становятся определяющими для последующего развития жанра (произведения В. Е. Баснера, А. М: Волконского, А. Р. Леденева, М. А. Марутаева, В. Н. Салманова, Б. А. Чайковского).
С целью создания как можно более целостной и многомерной картины-кваргетного творчества Шостаковича попытаемся обозначить причины, повлиявшие на его обращение к жанру.
Внимание к камерно-инструментальной сфере художник объясняет стремлением охватить все существующие жанры, не ограничиваясь каким-
1 Г. Г. Галышш. Ю. Л. Левитин и Г. В. Свиридов - ученики Шостаковича.