2
Содержание
д
Введение ...........................................................
Глава I. Песенный стиль Сибелиуса как фундаментальная
17
основа финской камерно-вокальной музыки XX века
§]. Поэтика песенных текстов. Взаимоотношения вербального и музыкального рядов..................... №
§2. Специфика музыкального языка в песнях Сибелиуса 40
§3. О циклическом единстве песен Сибелиуса........... 69
Глава II. Поэтика природы...................................... 82
§1. Времена года — инвариантные мотивы финской песни... 82
§2. Пейзаж и его устойчивые виды....................... 120
Глава III. Претворение народно-жанровой тематики.................. 147
§1. Волны «калевальского ренессанса»................... 149
§2. Характерная тематика и жанры..................... 168
§3. Образы Лапландии и саамский фольклор в профессиональном творчестве............................ 191
Глава IV. Пути развития финской камерно-вокальной музыки
во второй половине XX века...........................
§1. Новые тенденции в семантике и структуре вербальных текстов и воплощение этих тенденций в музыке........... 208
3
§2. Период стилистического плюрализма и новые тенденции в музыкальном языке и жанровой сфере............... 225
Заключение ...................................................... 257
Нотное .......................................................... 261
приложение
Литература ...................................................... 328
34
«Молодые чувства»: «Я пытаюсь соединить свежий запах хвои и синеву неба в звучные волны метров с пеной рифм на гребне» [цит. по: 89, 484]. Художественное восприятие названных поэтов очень точно выражает мысль О.Мандельштама: «Глаз — орган, обладающий акустикой» [137,167].
Сибелиус обращается к поэзии, отмеченной красочными арками. В стихотворении К.А.Тавастшерны53 «Когда я мечтаю» его привлекла тонкая акварельная дифференциация оттенков и согласованность их в строчках: «В серебристом зеркале залива возникает пятно, когда вечер бледнеет: небольшой холм, с ветвистыми и прелестными кустами, серебристыми тополями и ивой... и все более мягкими становятся мои чувства». Серебристый цвет обрамляет строфу: «серебристое зеркало залива» перекликается с «серебристыми тополями и ивой».
Созвучия в колористической гамме обнаруживает и «Водяной» на слова Юсефсона: «серебристые тени» протягивают нить к «серебру в бороде водяного». Среди излюбленных красок находятся красный, пурпурный, золотой, пристрастие к которым, по-видимому, воспитано «Калевапой». Замыслив в 1893 г. оперу «Постройка лодки» но мотивам эпоса, Сибелиус, как пишет Э.Тавастшерна, остановился на рунах, «отмеченных особым многоцветием красок» [207, 132]5А. Очень многие стихотворные тексты включают названные цвета. Частота эпитета «золотой» не кажется случайностью. Он ассоциируется с сиянием солнечного луча, а значит, несет в себе положительный заряд. Оттенки золотого распространяются на самые разные предметы: цветок нарцисса — «Нарцисс, как красиво блистает твоя крона в золоте и снеге» («Нарцисс»), «золотой поток Африки» («К Фригге»), «золотую сосенку» («Щепка на волнах»), «золотую парчу» («Теодора»), «золотокрасное солнце» («Восход солнца», ор.37 № 3, 1902), «золотой ковер» («Весенняя песня» ор.50 № 1, 1906), «золотистую арфу» («Герцог Магнус» и «Водяной», ор.57 № 6, № 8, 1909), «золотые тени» («Водяной»), «золотистые луга» («Тоска — вот моя доля наследства», ор.86 № 2,1916).
53 Как пишет Э.Карху, «...он [Тавастшерна] любит те состояния природы, которые побуждают его к вымыслу: вечерние сумерки, лунную ночь, ночной залив» [89,483].
54 Дочь Луны выткала свои одежды «золотой нитью из посеребренного полотна», Вяйня-мёйнен «украсил лодку свою серебром и золотом, один парус у него красный, другой голубой» [207, 132]. В своем письме к поэту Эркко Сибелиус, рассказывая о работе над либретто, неоднократно упоминает багряный, красноватый цвет неба [там же, 131].
35
Иногда многокрасочность стиха напоминает декоративное панно. Оттенки красного в вышеназванной «Теодоре» оказываются неким рефреном: «сияют рубины», «розы востока стоят красные, как кровь», «алые волосы» струятся. Таким же рефреном выступает золотой цвет: «ослепительно вьется золотая парча», «свет полнолуния блестит над гордым городом короля», «идет она, королева... в дрожащем, блестящем свете полнолуния», «свет луны дрожит над памятником Астарты». Расположение повторяющихся микроэлементов в музыкальной ткани «Теодоры» рождает ассоциации с декоративно-орнаментальной тканью модерна.
Компонуя поэтический материал, Сибелиус учитывает определенную последовательность цветового колорита. Буйство красок в «Весенней песне» («зеленые просторы», «зеленые соцветия», «красная листва», «коричневый и золотой ковер») созвучно обновлению природы и чувств человека. Как указывает А.Н.Всселовский, «в северной литературе... зеленый цвет был цветом надежды и радости... в противоположность серому, означавшему злобу» [50, 67]. Следующие затем печальные песни почти лишены цветовых эпитетов, за исключением лишь «темных листьев» в песне «Из робкой груди» (ор.50 № 4, 1906) и «тусклого дня» в «Тихом городе» (ор.50 № 5, 1906). Только в «Песне роз» (ор.50 № 6, 1906) возвращаются светлые тона — «розовый свет», «белый покров».
Существует несколько свидетельств (К.Флодина, С.Леваса, Э.Тавастшерны), что Сибелиус ассоциировал тональность с цветом55. К сожалению, мы не располагаем полной картиной цветовых и тональных соответствий, свойственных его восприятию. По словам Флодина, A-dur представлялся ему голубым, C-dur — красным, F-dur — зеленым, a D-dur — желтым. На вопрос С.Леваса о любимом цвете Сибелиус сказал следующее: «Это светло-зеленый, где-то между ре и ми-бемолем»
55 Особенности интерпретации Сибелиусом тональности С-биг выявляются в сравнительной характеристике ее понимания другими композиторами. Так, Ю.Хохлов отмечает, что «...как и многими композиторами, С-биг воспринимался Шубертом как лишенная ярко выраженной индивидуальной окраски, наиболее обобщенная по характеру "белая" тональность. И как белый свет, соединяющий в себе все цвета радуги, является самым "светлым", так и С-биг кажется предельно светлым и ярким по колориту. <...> С-биг часто используется Шубертом... для изображения природы как целого, космоса ("Всемогущество" на текст Пиркера). <...> Это основная тональность шубертовских "утренних" песен...» [247,152].
- Київ+380960830922