Ви є тут

Генезис жанра колядки и его взаимодействие с другими народнопесенными жанрами (на материале украинского музыкального фольклора)

Автор: 
Якименко Нина Дмитриевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1984
Артикул:
320984
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................ 3
ПЕРВАЯ ГЛАВА: Генезис жанра украинской колядной песни 13 Раздел I. Календарный обряд колядования.
Общая характеристика текстов.
Формы стихосложения.......................... 13
Раздел 2. Соотношение мелодии и текста.
Попевки-формулы ............................. 35
Раздел 3. Исследование ритмических закономерностей строения колядок.
Процесс и результаты миграции................ 52
Раздел 4. Основные типы украинрких-.-коляднкх песен
Л
и колядки других вооточнославянских на-
" V
родов..................................... 62
Раздел 5. Исторические корни колядной песни. ... 76
ВТОРАЯ ГЛАВА: Взаимодействие колядных песен с другими
украинскими народно-песенными жанрами. . 85
Раздел 6. а/ колядки и щедровки.................... 86
б/ колядки и веснянки..................... 90
в/ соотношение колядок с другими
календарно-обрядовыми песнями .... 94
Раздел 7. Взаимодействие колядок и свадебных
песен.................................. 97
Раздел 8. Взаимодействие колядки с жанрами необрядового песенного фольклора................................126
ВЫВОДЫ..........................................................145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................156
- а -
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена проблеме становления украинской народной колядки. Автор считает своей задачей по возможности полное раскрытие основополагающих признаков данного жанра - специфического круга образов, главных сюжетных мотивов; принципов текстового и мелодического строения; выявление основ метроритмической организации и соответственно традиционных ритмоформул. Особое внимание уделено характеристике закономерностей связи текста и мелодии. Сделана попытка выявить главные генетические корни жанра, охарактеризовать процесс формирования традиционных сюжетов и форм-структур, проследить процессы дальнейшего их развития, степень связи с другими жанрами, т.е. ответить на вопрос, каково место колядки среди других жанров украинского песенного фольклора.
Актуальность темы данной работы очевидна; ее можно определить в двух аспектах: во-первых, детальное изучение жанра, одного из древнейших в украинской календарно-обрядовой песенности, характеризует определенный этап в развитии музыкальной культуры восточнославянских народов. Во-вторых, выявление взаимосвязи колядной песни с другими народно-песенными жанрами указывает на генетическое родство ряда форы-структур и, таким образом, позволяет выявить пути и тенденции их образования.
Календарные обряды украинского народа уходят корнями в глубокую древность. В сложных переплетениях и трансформациях запечатлели они тысячелетнюю социальную историю, формирования мировоззрения, отношения человека к природе, обществу и себе. Календарные обряды доносят до нас отголоски древнейших исторических эпох, начиная с охотничьей первобытности.
Трудно переоценить значение обрядов, на каждом историческом
- 28 -
рое полустишие. Что касается ритмоформулы рефрена, то в этой группе песен она представляет более мобильный элемент. Наряду с ритмо-формулой РЬ-I ^ , которая преобладала в группе колядок 5+5+ А,здесь как равнозначные появляются ритмоформулы, в которых удлиняются крайние доли /} £>}>)/ и четные доли /«^А1 /, возникает пунктирный ритм и продляется первая доля /типа /•
Последней структурной разновидностью в группе колядок без ^припева является структура, где текст стиха повторяется полностью после рефрена: 5+3+Ч +5+5. По расположению стихотворного материала выражаем схемой авгав. Сравнивая эту структуру песен, записанных в основном на Гуцулыцине, со структурой песни с припевом, К.В.Квит-ка пришел, к выводу, что форма авгав является более древней /см. йзбр.соч., т.1., с.130/. Примеры ее даны в таблице 3.
В издании "Украинские народные мелодии" К.квитки под № 163 /Прим.® 13/ представлена весьма примечательная по внутреннему строению текста колядка, записанная на Галичине. Ее рефрен, сокращенный до одного слога, ранее видимо содержал обычный для колядковых рефренов текст "Дай, боне!", от которого остался только слог "же". Аналогии такой форме встретим среди белорусских колядок /раздел 4/.
Большое количество колядок представляют собой по структуре песни с припевом. Колядки подобной формы распространены по всей территории Украины и записаны в большом количестве в разные периоды времени. В результате анализа многочисленных образцов приходим к выводу, что чаще всего им свойственен трехсложный рефрен. Очень важно отметить, что припев повторяет структуру десятислогового стиха с рефреном.
В таблице 4 представлен самый распространенный вид данной текстовой структуры и возможные варианты этой структуры, объединенные, как и в предыдущих, в группы, соответственно факторам изменения.
Таблица З
Силлабическое строение строфы
; Синтаксическое :строение ‘строфы
Силлабо-мелодический ритм
Примеры
Примечания
Е-<
О
а
о
£<
О
ав ґ ап Ш» I »»11 !>) » I .»»О I I!
м»« і мм і>і> і і і мт і шрз II »»; \ »»її і»»1 >»м і »т) її
їй 42х/ Х^В записи длительности вдвое крупнее
И» из**' ***
}{, щххх/ ххх/
сЗ
й
ъ
КСОО СЗ С £<
пся
а&§.
” ге с: і о 03 СЗ Ен о*« а: о • сз сч о$х « Сч л
5+5+І+5+5
-И-
і/, десхэвдб хххх/_ П_
го
40
К о, ^ СЗ Сн « О •
аа«
£н *и