СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................................4
I -—
Глава 1. Особенности богослужебно-певческой практики в общинах старообрядцев-поповцев............................................................ 35
1.1. Общины старообрядцев-поповцев. Районы изучения. Богослужебное чинопоследование.
1.2. Певческие источники (певческие книги, используемые в старообрядческих общинах).
1.3. Хоры: состав, методика обучения крюкам и пению, владение знаменной нотацией, пение по «указке», этика отношений в церковном хоре.
1.4. Монодия, влияния поздней музыкальной культуры.
1.5. Средства музыкальной выразительности: темп, звукоизвлечение, произношение, система дыхания, динамика.
1.6. Формы реализации богослужебного репертуара.
1.7. Речитативное чтение
1.8. К вопросу об интерпретации напевов старообрядческими певцами. 1
1.9. Выводы: богослужебно-певческая практика и проблемы типологии старообрядческой
культуры.
Глава 2. «Южная» традиция старообрядческой певческой культуры 124
2.1. Певческая культура и репертуар певческих книг Бессарабских старообрядцев (по материалам Бессарабского собрания Научной библиотеки МГУ им. М. В. Ломоносова).
2.2. Центры Бессарабской певческой традиции: Кунича, Вилково, Килия.
2.3. Богослужебно-певческие традиции казаков-нскрасовцев (на примере общин Ставропольского края).
2.4. Выводы: типология «южной» старообрядческой культуры.
Глава 3. «Российская» традиция старообрядческой певческой культуры
Своеобразие певческих традиций Поволжья:
Стрельниковский хор (Костромская область).....................................281
История. Ведущие певцы Иван Алексеевич Сергеев, Антонина Николаевна Задворнова. Методика обучения в Стрельниковской певческой школе
3.1. «Российская» традиция старообрядческой певческой культуры.
3. 2. Из жизни Стрельниковской общины и деятельности церковной певческой школы: по материалам церковных изданий и полевых исследований 1980-х гг.
3.3. Жизнь Стрельниковской общины в Советское время.
3. 4. Стрельниковский хор в Москве (2—5 октября 1984 года).
3.5. Экспедиционная работа в Стрельниковской общине.
3. 6. Ведущие певцы Стрелъниковского хора. Жизнеописание. Воспоминания. Письма.
3. 6. 1. Иван Алексеевич Сергеев (1907—1990).
3. б. 2. Антонина Николаевна Задворнова (1907—1996).
3. 7. Обучение в певческой школе (на основе рукописи А. Н. Задворновой.
3.8. Выводы к 3-й главе.
2
Глава 4. «Напевка» и се место в старообрядческой певческой культуре.... 387
4.1. Особенности «напевки» как части старообрядческой певческой культуры: историография вопроса.
4.2. Рогожская община г. Москвы. Певческие традици.
4.3. Уставщик и знаток пения общины - Валентин Александр Лукин.
4.4. Репертуар пения по «напевне» в Рогожской общине.
4.5. Выводы к 4-й главе.
Глава 5. Песнопения знаменного роспсва и исполняемые по «напсвкс»: сопоставительный анализ....................................................... 422
5.1. Введение. Методология исследования.
5.2. Некоторые аспекты взаимоотношения церковных песнопений и русского народного музыкального творчества.
5.3. Анализ поэтических текстов (на примере ирмосов 4-го гласа).
5.4. Анализ напевов ирмосов, изложенных в письменном певческом источнике.
5.5. Основные результаты сравнительного анализа письменной и устной версий ирмосов 4-го гласа.
5. б. Особенности устной версии — «напевки» в разных общинах.
5.7. Выводы к 5-й главе.
Заключение........................................................520
Использованная литература.........................................523
Приложение 1......................................................1
Приложение 2.......................................................13
Приложение 3.......................................................40
Приложение 4.......................................................96
Приложение 5......................................................208
Приложение 6......................................................271
3
тресветлого согласия, по письменной версии, певцы ее упрощают или заменяют таким образом, что она остается в рамках самого рабочего диапазона церковного звукоряда от «до» первой октавы до «ля» первой октавы. Возможно, это тоже способствует стабильности регистров. В целом же, одни и те же песнопения в разных местах поют по-разному. Например, в Стрелышково и Костроме, а также в Новосибирске поют очень высоко, в Гомеле и Кисловодске, Москве примерно на тон выше, в других местах — на тон ниже. Максимальная же разница не может превышать интервала терции. На регистровую стабильность повлияла, очевидно, мужская традиция знаменного пения, а также устный характер ее передачи из поколения в поколение46. Регистровый же диапазон пения в старообрядческих общинах, повторим сказанное выше, стабилен.
Динамика
Обязательным условием ведения службы в старообрядческих храмах является ровный динамический уровень — «в полный голос», по терминологии певцов. Понимание же певцами правильного динамического уровня и его реальное воплощение — в каждой общине свои. Зависит это также от ряда причин: от состава хора, крюковой грамотности певцов, от географического положения прихода и сложившихся общинных традиций. В определенной степени сказывается то обстоятельство, что в одних местах прихожане поют не только в храмах, но и в этнографических ансамблях {казаки-некрасовцы), в других же местах наблюдается полное отсутствие мирского фольклорного пения. В целом же, повторим сказанное выше, почти весь годовой репертуар поется ровно, «в полный голос».
'6 В начале XX века высокий регистр пения отличал и Морозовский хор от всех других хоров
86
В ряде общин отдельные песнопения исполняются, по терминологии певцов, «тихо»47. Это: Великое славословие, в некоторых местах — «Свете тихий», Херувимская песнь (менее громко, но не так тихо, как Великое славословие). Причем динамический уровень строго выдерживается на протяжении всего песнопения. Один раз в году, в Страстную субботу, воскресные тропари «Благословен еси, Господи» исполняются тихо и медленно, что объясняется конкретным содержанием данной службы — «боготелесным погребением Иисуса Христа». В тропарях речь идет о Его воскресении, а в данный момент на этом богослужении «Он спит, яко мертв». За счет изменения динамики и темпа при том же самом напеве и тексте заметно меняется характер песнопения.
В целом пение, чтение, возгласы священников на богослужениях не предназначены для выражения внешних эффектов, нет в них даже намека на артистичность. Ярким доказательством тому является пасхальный возглас «Христос воскресе»: по старообрядческой традиции священник произносит его тихо, чему дается объяснение — «Христа надо встречать с любовью в сердце, а не внешним криком».
Реальный динамический уровень пения в храмах зависит от того, в какой день совершается служба: в рядовой или праздничный, при малом составе хора или при большом. И даже на одном богослужении мы не услышим абсолютной идентичности при пении по клиросам и совместно, например, во время исполнения ирмосов на каноне. В праздничные всенощные последний ирмос запевает духовенство в алтаре — более медленно, более громко, более торжественно (о чем уже говорилось выше). Соответственно этому подтягивается хор.
старообрядческих общин.
Этот термин не надо путать с указанием — «петь тихогласно», встречающимся в Уставе «Око церковное», в Псалтыри и обозначающим медленный темп.
87
- Київ+380960830922