Ви є тут

Гласовая организация певческих стилей старообрядческой службы

Автор: 
Коняхина Елена Валентиновна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1999
Кількість сторінок: 
285
Артикул:
1000256217
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
Глава 1 Гласовая организация столпового знаменного
роспсва 15
1.1 Концепции гласовой организации в трудах по древнерусскому певческому искусству 15
1.2 Вариативность гласовых попевок и проблема интонационной типологии гласа 30
1.3 Глас как свод ладо-мелодических моделей 36
1.4 Ладовая структура гласовой интонационной модели 40
1.5 Эталонные строки гласа и способы образования мелодических вариантов 42
1.6 Соотношение ладо-мелодической модели и мелодической формулы гласа 47
Глава 2. Гласовые закономерности подобной и само-
гласнов силлабического роспсва 53
2.1 Самогласны и подобны в исследованиях по древнерусской певческой традиции 55
2.2 Интонационная типология силлабического осмог ласия 60
2.3 Этос гласа 72
Глава 3. Стилевые нормы силлабического роспсва 78
3.1 Обзор терминологии 78
3.2 Ритмическая организация древнерусской монодии в исследованиях русских ученых XIX - XX вв. 85
3.3 Ритмическая организация певческих стилей устной
традиции 91
3.4 Вопросы дешифровки рукописных образцов силлабического роспева (певческий стиль - исполнительская
традиция) 96
3.5 Гласовые разновидности силлабического роспева 106
3.6 Силлабический роспев. Эстетика певческог о стиля 114
з
Заключение 121
Примечания к первой, второй и третьей главам 125
Список рукописных и старопечатных источников 133
Список использованной литерату ры 136
Список приложений 147
27
проблемы вариативности гласовой попевки исследование Кручининой по праву может быть признано первым опытом типологии гласовых формул: с выявлением архетипа - стабильной трехзнаковой последовательности конца попевок и производных от архетипа - попевок с добавлением мобильного «подвода» и возможным незначительным изменением архетипа. Выявленный в исследовании принцип соотношения стабильных и мобильных участков гласовых формул отражает сущностную особенность гласа: многообразную вариативность на основе немногочисленных канонических моделей. Именно поэтому графическая типология попевки до сих пор в значительной степени определяет дальнейшие пути изучения гласовой организации.
Противоречия семиографической концепции гласа, по всей видимости, обусловлены абсолютным преобладанием семиографического метода изучения гласа и отказом от интонационного ладо-мелодичсского освоения материала.
1. В исследовании Кручининой по семиографии попевок выявляется ряд универсальных общегласовых устойчивых графических комплексов -архетипов. По каждому архетипу создаются сводные таблицы попевок разных гласов, на основе которых изучается механизм образования попевки. Таким образом, в семиографической концепции гласа изучаются общие закономерности образования мслодико-графической формулы - попевки, но игнорируются ладо-мслодические особенности конкретного гласа. Между тем, даже абсолютно идентичные графические последовательности в каждом гласе приобретают свой конкретный, часто несходный, ладо-мелодический облик. На наш взгляд, графический комплекс должен читаться обязательно в условиях конкретного гласа.
2. Графика беспометных рукописей выявляет соотношения стабильных и мобильных элементов гласа (принципы организации), но не раскрывает конкретную интонационную структуру гласа. Первоначальное изучение интонационных особенностей гласовых формул осуществимо лишь на материале читаемых рукописей пометного периода.
28
3. В семиографической типологии гласа систематизируются только устойчивые мелодико-графические образования: кадансовые попевки
формулы, кадансовые фрагменты строк, отдельные маловариантные строки. Графической систематизации не поддается большая часть гласовых песнопений: многочисленные многовариантные строки, особенно начальные и серединные разделы таких строк, строки с переменной графикой и т.д. Организация гласового песнопения в семиографической концепции гласа представляется чередованием мобильных, неупорядоченных участков текста и стабильных зон кадансовых попевок. Между тем, законам гласа подчиняется весь текст песнопения, только исследование мобильных участков гласовых песнопений не поддается семиографической систематизации. На наш взгляд, мобильные участки мелодических формул могут быть изучены только путем интонационного ладо-мелодического сравнительного анализа мелодических формул на образцах интонируемых песнопений пометного периода.
Интонационная концепция гласа представлена исследованиями Б.Г. Карастоянова. В значительной степени, она является обобщением предшествующих теорий, в особенности мелодической и семиографической теорий гласа В.М. Металлова, И. Гарднера, А.Н. Кручининой. Первым этапом развития данной концепции можно считать разработку методики сегментации знаменных песнопений. Выявление признаков конца и начала строк, сравнительное изучение кокизников и песнопений знаменного роспева позволяют точно определять границы мелодико-гафических формул31.
Огромным достоинством работ Карастоянова следует признать объединение методов семиографичсского и интонационного исследования гласа. Прекрасное знание интонационных моделей знаменных песнопений позволяет автору сравнивать разнознаковые формулы, сходные по ладо-мелодическому облику. К сожалению, метод сравнения мелодико-графичсских формул не оформляется в типологию, не выявлены формулы-образцы и их вариантные воплощения. Не принимается во внимание ладовая структура