Ви є тут

Английские консортные жанры конца XVI - первой четверти XVII веков

Автор: 
Смирнова Татьяна Вячеславовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
180
Артикул:
133820
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕРМИНОЛОГИЯ. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ И ЖАНРОВЫЕ ГРАНИЦЫ
Обозначения и типы составов 13
Периодизация и эволюция жанровой системы 19
ГЛАВА II. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ:
НА ПУТИ К «АБСОЛЮТНОЙ» МУЗЫКЕ 38
ГЛАВА III. ФАНТАЗИЯ: МЕЖДУ СТРОГИМ И СВОБОДНЫМ СТИЛЯМИ 64
Жанровая специфика 68
Композиционная типология 79
ГЛАВА IV. IN NOMINE: ИСТОРИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ, МУЗЫКАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА 94
Этапы истории и специфика жанровой модели
в связи с эстетикой imitatio 96
Cantus firmus как жанровый, фактурный и структурный принцип 106
Жанрово-стилевые ориентиры 112
„ ГЛАВА V. РЕАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТОРИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ 122
Тезаурус музыкально-риторического decoratio 138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
ЛИТЕРАТУРА 166
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ I 181
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ II 244
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ III 321
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ IV 364
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальное искусство европейской профессиональной традиции XVI—XVII веков характеризуется многообразием творческих исканий, затронувших и области стремительно развивающегося инструментализма. Настоящее исследование посвящено английской инструментальной ансамблевой (консортной1) культуре, масштабность и востребованность которой подтверждается ее стабильным развитием на протяжении длительного периода, дошедшим до настоящего времени огромным количеством образцов, созданных широким кругом музыкантов, в совокупности с сохранившимися восторженными откликами современников о звучании консортов2.
Пристальный интерес к ансамблевой музыке Англии определяется и ее особым значением как в отношении реализации общеевропейских тенденций становления инструментализма, так и в плане отражения национальной, прежде всего, жанрово-стилевой специфики. Исследование в этих направлениях будет способствовать глубинному постижению консортной культуры, позволит оценить вклад английских мастеров в общие процессы формирования ба-
' Термин «консорт» (лат. consortium - «сообщество», «товарищество», англ. consort - «супруг», «снять»), имеющий множество смысловых оттенков и употрсбимый в различных контекстах (например, консорт-ото пиратское партнерское соглашение, при котором добыча любого из кораблей делилась между всеми членами сообщества: в Англии консортом, часто в сочетании со словом «принц» {prince-consurt) называли супруга царствующей королевы), получил широкое применение и в музыкальной практике, где его использовали для обозначения небольшого инструментального ансамбля. В настоящей работе понятия «консорт» и «ансамбль» используются как синонимы.
2 Высокая оценка английской ансамблевой музыки содержится в высказываниях английского лютниста, певца, композитора и теоретика Томаса Мэйса (1612-ок. 1706), теоретика и композитора Кристофера Симпсона (1605-1660), французского мыслителя Марена Мерсснна (1588-1648) [68; 133].
37
зуется целостная, стройная и внешне сдержанная жанровая система английских консортов. Церковную линию воплощает жанр In nomine, ведущий происхождение от культовой полифонии. Бытовую ветвь, смыкающуюся, отчасти, с культурой театральной хореографической маски представляют танцы, гуманистическую - фантазия.
Однако уже при ближайшем рассмотрении музыкальной стилистики основных жанров традиционные априорные представления о них начинают меняться. При их отчетливой дифференциации Fie только по функциональным, но и внешним признакам - наличию plainsong в In nomine, регламентированной формы в танцевальных пьесах, и относительной свободе фэнси -стилистическое разведение жанров подчас затруднительно. Это обусловлено тем, что композиции одного вида строятся, как правило, на гибком взаимодействии элементов всех трех обозначенных музыкально-стилевых направлений. При ясном осознании специфики каждого вида, развитие консортных жанров шло по пути взаимного обогащения, а их глубинная связь преломилась в общей логике формообразования, отражающей воздействие мотетного мышления, во внутренних композиционно-технологических сходствах и сложной полифонической фактурной организации. Несмотря на это, нам представляется целесообразным автономное рассмотрение английских консортных жанров, каждый из которых имел собственный вектор исторического развития.
ГЛАВА II
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ:
НА ПУТИ К «АБСОЛЮТНОЙ» МУЗЫКЕ
Эпоха Возрождения ознаменована началом нового этапа развития западноевропейской танцевальной культуры, признаки которого отчетливо обозначились с XV века, когда к танцу стали предъявлять новые функциональные и художественные требования. Именно с этого времени начинает осознаваться его значение как «выразителя <...> придворного этикета»16 [50, с. 11]. Отныне «всякий род бессмысленных нерегламентированных движений не признавался больше танцем»17 [114]. Наоборот, ему стремились придать особую красоту и выразительность посредством исполнения осмысленных и тщательно отработанных па, что способствовало его признанию как благородного вида искусства. Этому во многом благоприятствовало покровительство культуре аристократии, обусловленное их пристрастием к пышным развлечениям, сопровождаемым музыкой и танцами, а также необходимостью поддержания должного статуса двора. Очень любил танцевать и потому постоянно устраивал балы французский король Франциск 1 Валуа (1515-1547). Организация праздничных балов являлась частью политики Екатерины Ме-
16 По мнению М. Друскнна, в эпоху Ренессанса происходит размежевание народного и придворного танцев путем формирования и утверждения в придворном «мягкой манеры» [50, с. 14).
17 Особенности средневекового и раннеренессансного танца отмечает М. Друскин: «движения его не имели точной регламешации, они пока что беспорядочны, лишены периодической закругленности» [50, с. 11]. В отношении ранней танцевальной практики аналогичны высказывания и зарубежной исследовательницы И. Брэйнэрд [153].