2
Содержание:
Введен не........................................................5
Глава I. Анализ теоретических учений о фактуре..................18
1.1. Статическая и динамическая концепции фактуры...............20
1. 2. Системно-функциональный подход как методологическая основа музыкально-теоретических исследований на современном этапе.. 26
1. 3. Процессы мелодизации фактуры в музыке XX столетия; их осмы -сление в музыкально-теоретических исследованиях и учебных
пособиях......................................................33
1. 4. Закономерности становления музыкальной ткани. Фактура
как система организованною интонируемого движения 41
1. 5. Новые разновидности фактурной организации: теория и практика.....................................................46
Глава 1 1. Фактурные средства и приемы в музыкальных
композициях XX века. Фактурный декор. Графика
2. I. Исторические типы фатуры...................................64
2. 2. Фактурная фракция..........................................72
2. 3. Фактурные приемы...........................................74
2.3.1. Педаль....................................................74
2.3.2. Дублирование..........................:.................. 79
2.3.3. Противодвижение...........................................82
2. 4. Фактурные средства:
2. 4.1. Фактурный фундамент......................................86
2.4.2. Мелодия...................................................88
3
2. 5. Компоненты фигурной фактуры. Фигурация.......................92
2.5.1. Гармоническая фигурация.....................................93
2.5.2. Мелодическая фигурация.................................,....95
2.5.3. Ритмическая фигурация......................................96.
2.6. Формы фактурной графики.......................................99
2.6. 1. Точка......................................................99
2.6. 2. Пуаитилистический комплекс («Звуковое семейство»)........ 101
2.6. 3. Линия.................................................... 102
2.6. 4. Полоса....................................................103
2. 6. 5. Поток....................................................104
2. 6. 6. Пятно................................................... 105
2 .6 .7. Россыпь................................................. 106
2.7. Сонорные и сонористические фактурные формы................108
2.7. I. Кластеры..................................................108
2.7. 2. Сонорные массы.......................................... 110
2.7. 3. Сонористические пассажи. Шумы. Шорохи................ 1 10
Глава III. Об организации фактурного пространства............... 113
3.1. Тектонический метод..........................................114
3. 2. Глубинная координата...................................... 123
3. 3. Приемы симметрии и их влияние на формирование глубинных
свойств музыкальной ткани..................................130
3. 4. Соиорика и пуантилизм как формы организации фактурного
пространства..............................................135
3.5. Повое звукоизвлечение..................................... 140
3. 6. Фактурное пространство в минимализме........................159
Глава I У. Феномен фактурного хроноса в творчестве композиторов XX века............................................ 167
4.1. Принципы фактурной функциональности и их отражение
I
53
М.А. Шавинера), оркестровая фактура Ф. Кара-Караева (статья Л.М. 1 уревича).
Логический подход к системе фактуры, выявляющий ее место в иерархии средств выразительности, совершенствующий ее теорию, уточняющий терминологию, реализуется в статьях З.А.Визеля, Л.А. Скворцовой, С.П. Панкратова и автора данного исследования.
Расширяя и обогащая представления о фактуре, авторы по-разному осмысливают многие явления в данной области. Так, например, Визель рассматривает полифункциональность как явление, лежащее в основе фактуры с характерным противопоставлением ведущих и аккомпанирующих голосов, то есть исследует этот принцип на уровне фактурных функций «высшего порядка», каковыми, по мнению автора, являются пласты фактуры. В работе же «К теории музыкальной фактуры» (175) полифункциональность трактуется как результат совмещения голосов, каждый из которых выполняет свою, определённую функцию в фактурном целом, а также в связи с увеличением функциональной нагрузки отдельных мелодических слоев.
В последние десятилетия музыкальная практика с особой острогой потребовала от исследователей развития представлений о фактуре как о средстве организации художественного пространства, которое преломляет модели пространственных отношений, существующих в реальной действительности. Структуры пространственно-временного континуума отражены в работах Ц. Когоутека, В. Холоповой, Е.Назайкинекого, М. Скребковой, И. Снитковой (126, 200,248,252,297,299,302).
Единство пространственно-временных отношений исследуется этими авторами в условиях взаимопроникновения музыкального и реального пространства, при этом подробно изучается строение фактуры, возвышающее ее до «дополнительного параметра архитектоники», рассматриваются стереофонические эффекты, пластовые композиции,
54
статические и кинетические проекции как результат новых форм пространственного освоения действительности.
В 1986 году литература о фактуре пополнилась диссертацией И.И. Снитковой «О новых принципах фактурной организации в современной музыке» (252), посвященной специфике таких феноменов как «сверхмногоголосие» и пуантилизм. Интересно, что сверхмногоголосие определяется Снитковой как качественно новый склад. Данное утверждение вызывает возражение, поскольку само изложение может формироваться различными путями: техникой пуантилизма,
саундмассами, методом умножения фактурных элементов в музыкальном пространстве, полифоническим блочным и полиблочным сопряжением фактурных слоев. Логичнее было бы, проводя систематизацию типов фактуры по числу голосов, разделить ее на монофоническую, диафоническую, многоголосную и гипермного гол осную.
Вместе с тем диссертация вносит много нового в освоение принципа музыкального пространства современными композиторами. Принцип «ноля», граней нструментальной линии как специфической техники звуковой графики, темброво-трансформированный тип звуковой линейности, исследованные автором, свидетельствуют об открытии пространственных решений, выявляющих новые конструктивновыразительные возможности фактуры.
В 90-х годах появились исследования, отражающие взаимосвязь учений о мелодии и фактуре. Феномен скрытого голосоведения многоголосия - субфактура - в сольных сочинениях для струнных смычковых и духовых инструментов XX века стал предметом
й ^ и
исследования Т. А. Титовой .
В «микромир» фактурных явлений направлено внимание и автора настоящего труда. В учебном пособии «Музыкальная фактура и стиль:
о
. Титова Г. Вопросы анализа современной мелодики (на материале произведений для струнных и духовых соло). - Автореф. дисс. — М., 1994. - 23 с.
- Київ+380960830922