Содержание
/
Введение 4
Глава первая. Жанровые константы национальной культуры 17
1. К проблеме инвариантности в фольклоре и композиторском творчестве (на материале отечественных музыковедческих исследований) 17
2. Градации понятий, фиксирующие константные свойства объекта 31
3. О понятии образ-эталон жанра 41
1 лава вторая. Тойук в традиционной культуре 51
1. Мифопоэтические составляющие образа-эталона тойука и их современная интерпретация 52
2. Каталогические элементы в поэтических текстах 69
2.1. Классификационные группы 69
2.2. Принцип перечисления ' • 82
3. Тойук как музыкальный феномен 90
3.1. Стиль 92
3.2. Композиционная модель 95
4. Структурные типы тойуков в локальных традициях олонхо 100
4.1. Зачин 102
4.2. Развивающие разделы 1 10
4.3. Каденции 1 16
5. Форма целого в окказиональном тойуке центрально-якутской и вилюйской традиции (на примере «Кэлии ырыата» - «Песни ступы») 1 19
5.1. Структурные константы экспозиционного построения 120
5.2. Каденции 125
5.3. Тирад пая композиция 128
Глава третья. Тойук в произведениях композиторов 143
1. Семантические функции 143
1.1. Формы функционирования структурно-стилевого инварианта тойука. Теоретический и исторический
аспекты 143
1.2. О семантике функционально-жанровых разновидностей 152
2. Композиционные функции 169
2.1. Зачин тойука как основа инструментального тематизма 169
2.2. Взаимодействие жанров 194
Заключение 202
Примечания 207
Литература 211
Приложения 229
Приложение!. Котировкитойуков 229
Приложение 2. Тойук «Кэлии ырыата» («Песнь ступы»). 11отировка.
Текст на якутском и русском языках 295
Приложение 3. Список опубликованных композиторских
произведений и нотных рукописей 315
Приложение 3 а. 11римеры из сочинений и классификация тематизма 317
Приложение 4. Фрагменты поэтических текстов песен и олонхо 339
Приложение 5. Таблицы 347
1. Сравнительная таблица текстовых вариантов тойуков, принадлежащих к сюжетной группе
песен о Мировом дереве 347
2. Из истории фиксации тойуков 349
3. Хронологическая таблица претворения тойука
в жанрах академической музыки 359
Приложение 6. Тойук в современной культуре саха: Интернет-
дайджест за 1998-2000 гг. 363
38
ров в процессах культуры.. В этом свете представляют особый интерес психологические аспекты интерпретации явлений инвариантности. Начиная с термина модель мира, мы переходим к третьей группе терминов.
Освоение человеком природного мира, стремление обрести устойчивость, уверенность в собственном существовании вызвала потребность в структурировании, упорядочивании представлений о мире, установлении некоторой системы. Так называемая мифопоэтическая модель мира, предлагающая такую систему, складывается уже в древности. Её потенциал оказался настолько мощным, что порожденный космологическим типом мышления культурный фонд стал «резервуаром, из которого и последующие эпохи обильно черпали как элементарные логические схемы, так и тропы и фигуры, легшие в основу позднейшей поэтической образности» [ 124, Т. 2, С. 163].
Декодируя семантические комплексы многих обрядов, произведений пластического, музыкального, изобразительного искусств, поэтического творчества и других видов художественной деятельности, специфических для традиционной культуры, наука восстанавливает первичные структурно-семантические слои. В настоящее время широко применяется понятие архетипа (греч. arche - «начало» и typos - «образ, прообраз, первичная форма, идея»). 'Гак, одним из самых распространенных архетипов, исследуемых в этнологии и фольклористике, является символический образ мирового дерева. С одной стороны, он воплощает структурный принцип Вселенной, идею всеобщей организации, упорядочения космического пространства. С другой стороны, указывает на очень важную особенность мифопоэтической модели мира - всё в природе взаимосвязано, её части подобны по структуре целому.
Это свойство «объясняет <...> многочисленные примеры антропоморфного моделирования не только космического пространства и земли в целом, но и бытовых сфер - жилища, утвари, посуды, одежды, разные части которых на языковом и на иадъязыковом уровнях соотносимы с названиями человеческого тела» 1124, Т. 2, С. 162]. 13 строении человеческого тела отражается весь космос. Троичная схема деления мира на нижний, средний и
39
верхний, которая встречается у многих народов, находит соответствие в анатомии человека: низ - ноги, середина - туловище и верх — голова. Аналогичные три части есть и у дерева, это - корни, ствол и крона. Человек видрт вокруг себя себе подобное. Ветви дерева он сравнивает с руками, ствол — с телом, стройную березку - с молоденькой девушкой. Круг сравнений постоянно расширяется, они обрастают дополнительными смысловыми оттенками. Бывает, что новые образы уже с трудом могут быть соотнесены с породившим их архетипом. К.Г. Юнг считает, что в ходе эволюции психической жизни параллельно происходит развитие образов, продуцируемых человеком. «Когда сознательный разум принимает активное участие и переживает каждую стадию процесса или, по крайней мере, интуитивно её понимает, тогда следующий образ (расширение первоначального образа) всегда начинается на более высоком уровне, который уже был завоеван и предполагал развитие» [Цит. по: 151, С. 99].
Проявление, «овеществление» архетипа во внешнем мире составляет лишь одну плоскость действительности образа, но отнюдь не ограничивает сферу его возможностей. В отличие от архетипа - наследуемой из поколения в поколение психической структуры, принадлежащей «коллективному бессознательному», образ является «результатом спонтанной деятельности бессознательного, с одной стороны, и одномоментных осознанных ситуации -с другой» [Цит. по: 151, С. 98, выделение мое - Б. 11.]. Образ, следовательно, вбирает в себя и внутренние имманентно присущие свойства психики личности, и опыт общения с окружающей действительностью. Через совокупность образов составляется карт ина мира.
Невозможно познать нечто во всей его полноте в силу дискретности восприятия. Любое явление открывается наблюдателю в интересующем его контексте, при этом какие-то его стороны высвечиваются сильнее, другие остаются в тени. Даже в состоянии предельной концентрации на одном частном моменте явления, сознание не в силах ухватить все до мельчайших подробностей. I (елостность полученной информации об исследуемом объекте скла-
- Київ+380960830922