Ви є тут

Песенные жанры миннезанга

Автор: 
Сараева Светлана Валерьевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
293
Артикул:
133735
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ПЕРИОДИЗАЦИЯ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ 13
Методологические подходы к периодизации 13
Миннезингер и шпильман 28
Между устной и письменной культурами 35
ГЛАВА Н. ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА 41
Специфика категории жанра в средневековой светской песенной культуре 41
Основы типологизации 48
Жанровая типология 54
Любовные песни 54
Общественные песни 61
Лейх 72
ГЛАВА Ш. ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКИ 78
Формульная теория западноевропейской монодии 78
Мелодические формулы 84
Мелодические формулы мелизмов 84
Мелодические формулы немелизматических попевок 91
Мелодические формулы строк 97
Ритмическая формульность 110
ГЛАВА IV. КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 128
Соотношение музыкального и вербального текстов 128
Типология форм 130
Строфические формы 132
Сквозные формы 135
Взаимодействие принципов формообразования в лейхе 137
Начало светского многоголосия 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156
ЛИТЕРАТУРА 161
ПРИЛОЖЕНИЯ 178
Приложение I. Список проанализированных песен 179
Приложение И. Мелодические формулы мелизмов 186
Приложение Ш. Мелодические формулы немелизматических попевок 188
Приложение IV. Мелодические формулы строк 190
Приложение V. Статистика употребления мелодических
формул мелизмов 193
Приложение VI. Статистика употребления мелодических
формул немелизматических попевок 194
Приложение VII. Статистика употребления мелодических
формул строк 194
Приложение VIII. Сравнительная статистика употребления мелодических формул мелизмов, попевок, строк 195
Приложение IX. Статистика употребления ритмических формул 195
Приложение X. Рейнмар фон Цветер. Лейх Got unt din eben êwikeit 196
Таблица 1. Структура 196
Таблица 2 Мелодические типы строк . 197
Таблица 3 Типы мелодических строк в структуре секций 198
Таблица 4 Текст и перевод 198
Приложение XI. Иконография миннезанга 203
Приложение XII. Нотные образцы 207
3
Третьего, при объединении всего разнообразия рыцарского искусства: куртуазная образность, пародийные приемы «деревенского» миннезанга, тематика, близкая вагантской, - однако значительно усиливается влияние бюргерско-клерикального творчества и, таким образом, активизируются проявления городской дидактической прозы, предвосхищающие рождение мейстерзанга.
Таким образом, в истории германского музыкально-поэтического искусства ясно прослеживается общая тенденция к демократизации, к расширению типов творцов и слушательской аудитории. От аристократов к мини-стериалам и затем - бюргерам и клирикам, мейстерзингерам и вагантам; из замка - в город, - вот путь миннезанга.
Эволюция миннезанга, несомненно, находится в тесной связи с историческим становлением социума: по мере роста и усиления в Германии бюргерского сословия изменялся как статус поэта-певца, так и, соответственно, направленность тематики, жанрово-стилистические предпочтения авторов: от воспевания строгой куртуазности «подражательного периода» у Хагенау через влияние народной традиции в творчестве Фогельвейде, пародийное осмысление Minne у Ройенталя - к закреплению всего многообразия тематики с акцентированием религиозно-дидактической линии на позднем этапе у Фрауенлоба.
Миннезингер н шпильман
Миннезанг представлял собой явление неоднородное уже в силу социальной пестроты «певцов любви», воспевавших актуальные для разной аудитории ценности. Однако, рассуждая о статусе миннезингера - его социальной или профессиональной подоплеке, - нужно в первую очередь принимать во внимание, что само понятие «миннезингер» не является аутентичным обозначением профессиональной принадлежности германских лириков, хотя и встречается в средневековых текстах. По данным Ф. Ноймана [165, с. 15], впервые слово minnesanc («миннезанп>) встречается в творчестве Фогельвей-
28
дс (ок. 1230) в связи с сетованиями по поводу упадка высокой рыцарской поэзии, далее оно фигурирует в лейхе Рейнмара фон Цветера45 Salomonen Min-nesanc (ок. 1250), в поэзии Марнера (hübschen Minnesanc), в названии песни Ройенталя niuwe minnelieî (ок. 1250), в полемическом шпрухе Гедрута (Гель-тара)46 (ок. 1150; слово minnesenger).
Слово «миннезингер» обнаруживается во многих сочинениях миннезингеров, например, в крестовой песне Гартмана фон Ауэ47 (ок. 1189) Ich var mit iuwern hulden, Herren und mage («Я отправляюсь с Вашим благословлени-ем, господа и родня»*48) в строках: Ir minnesingaer, iu muoz ofte misselingen: daz iu den schaden tuot daz ist der wän («Тебя, миннезингер, часто преследуют неудачи. / Губят тебя пустые надежды»*). Вероятно, слово «миннезингер», хотя и использовалось в поэзии германского Средневековья, но, судя по документальным и эпическим текстам, не употреблялось в качестве обозначения профессиональной принадлежности лириков и, таким образом, являлось не более чем красивым литературным эпитетом. Поздние исследователи не могли не воспользоваться столь удачной лексемой, тем более, что она была аутентичного происхождения и как нельзя более точно отображала область творчества поэтов-певцов.
Б. Киппенберг [210] отмечает, что впервые словом Minnesinger немецких менестрелей назвал в своем труде Des Minnesangs Frühling («Весна миннезанга», 1857) К. Лахман, ссылаясь на песни Гартмана фон Ауэ. Исследова-
43 Рейнмар фон Цпетср (ум. ок. 1270 г.), возможно, принадлежал к рыцарскому сословию. Сочинял лейхн, шпрухи, в одном из которых он утверждает, что «родился на Рейнс, а вырос в Австрии». Жил, главным образом, в Богемии, но в качестве странствующего певца путешествовал повсюду. Большое влияние на него оказала поэзия Фогельвейде. Как сочинитель шпрухов (ок. 260) Цветер был высоко оценен майстерзингсра-
ми, которые считали его одним из 12 высочайших мастеров. 13 сочинении лейхов показал себя как автор, не
только искусно владеющий формой, но и весьма разносторонний по содержанию. В творчестве Цветера затронуты многие из важнейших вопросов семейной и общественной жизни. Условная любовь, «Minne», отступает у него на второй план или является в новом освещении: Рейнмар восхваляет брак и нравственную силу любви; прекрасную женщину он уподобляет Граалю. Рейнмар резко высказывается против преобладания духовной власти, падения нравов, усиления пьянства, азартных игр; он скорбит о недостойном поведении монахов и об упадке турниров, которые были рыцарскими (ritterlich), а стали скотскими (rinderlich). Религиозные стихотворения Рейнмара - искренни и глубоко благочестивы.
46 Гедрут (Гсльтар) - миннезингер, живший, возможно, во второй половине XIII в. Несколько немногих песен, сохранившихся под двумя этими именами, приписывают одному автору. Известны его сатирические, пародийные песни, где осмеивается идея миннсслужения.
47 Т. Юорегян и Ю. Столярова считают, что именно Ауэ «впервые употребил слово “minnesinger”» (2, с. 65].
48 Тексты, помеченные знаком *, даны в переводе автора настоящей работы.
29