2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................... 4
• Глава 1
ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ТАТАР-МИШАРЕЙ: ЖАНРОВЫЙ СОСТАВ, ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО БЫТОВАНИЯ,
* ВОПРОСЫ ИНТОНАЦИОННОГО ГЕНЕЗИСА
§ 1. Татары-мишари: этническая характеристика......... 15
§ 2. Этнический компонент традиционной культуры татар-мишарей............................................... 26
2.1. Обрядовая песенная традиция татар-мишарей ... 26
® 2.2. Этнически характерные лирические песни .... 66
§ 3. Общетатарский компонент традиционной культуры татар-мишарей .......................................... 76
3.1. Байты, мунаджаты, книжные напевы............. 77
3.2. Лирические песни общетатарского распространения................................... 81
9
3.3. Инструментальная музыка...................... 82
Ш Глава 2
О ЗВУКОВЫСОТНОЙ И ФАКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИРИЧЕСКИХ ПЕСЕН ТАТАР-МИШАРЕЙ
§ 1. Ладомелодическое строение мишарских лирических
напевов.................................................. 84
Ь 1.1. Звукорядная основа напевов.................. 85
1.2. Ладофункциональное строение напевов . ... 100
N
1.3. Основные формы интонационной реализации ладовых структур..................................... 118
*
§ 2. О татарско-мишарском многоголосии и его закономерностях ............................................
2.1. Феномен многоголосия в музыкально-поэтической традиции мишарей...............................
2.2. Вариантность как принцип порождения гетеро-фонного многоголосия. Природа мелодического варианта в мишарской лирике.....................
2.3. Об организации гетерофонной вертикали в многоголосии татар-мишарей.....................
2.4. Гетерофонное многоголосие татар-мишарей в контексте общерегиональной традиции............
Заключение............................................... .
Литература ................................................
Источники .................................................
Список сокращений..........................................
Нотные примеры.............................................
«
73
Ъ * 1> * | J ]> J
Жир е-ла- ге пе-ша- дер,
* ь * ь I J * J
0 - злеп ЖИ - ргэ то - шэ - дер.
> * Ь 1> I 1> .1 }> }
0 - злеп - о - злеп о - йткен су - злар,
/> ь ^ } I ;> * J
Ио - рэ - ге - мне о - за - дер.
Как видно из схемы, слогоритмические структуры, лежащие в основе напева обнаруживают значительную близость к слогоритмическому строению этнических многослоговых песен татар-мишарей. Так, например, ритмическая формула в объеме полустиха 1 : 2 : 1 : 2 •!), располагающая-
ся в третьей строке анализируемого напева, является одной из наиболее характерных для жанровой группы лирических многослоговых песен;
ячейка 1:1:4 замыкающая строфу, представляет собой кадансо-
вый усеченный вариант формулы 1 : 1:2:2 «I), также весьма пока-
ф зательна для многослоговых лирических напевов мишарей.
Близость коротких лирических песен к песням многослоговой структурной группы обнаруживается и в отношении звуковысотной организации. Произведем сравнительное рассмотрение двух напевов — «Алсула-нып кояш чыккан чакта» (Приложение I, № 87; пример 14а) и «Йогырам,
*
йогырам, йогырай алмим» (Приложение I, № 110; пример 146), репрезентирующих соответственно «длинную» и «короткую» структурные разновидности мишарской этнической лирики. Основанные на звукоряде е, образцы демонстрируют сходное ладофункциональное устройство, которое ® обуславливается переменным соотношением верхней пары опор е1 и И с
последующим выявлением опоры g и конечного устоя е. Кроме того, в первой, второй и третьей мелостроках практически аналогичными оказываются мелодико-интонационные структуры. Так, первая и вторая мело-строка обоих образцов основаны на последовании попевок Н-<1] — е1 и е1 - с!1 - И (во второй строке «короткого» напева происходит расширение объема нисходящей попевки до тонау?.у); в третьей мелостроке мелодическое движение организуется сцеплением двух ладоинтонационных структур— а-к-с!1 -е1 и e,-dl-h-a-g.
Структурное родство «коротких» и многослоговых напевов, выявленное нами по ряду параметров, делает возможным привлечение первых в качестве материала для анализа при рассмотрении ладомелодической и фактурной организации этнической лирики татар-мишарей, что и будет осуществлено в последующем изложении.
Особую группу среди «коротких» лирических напевов пижгар такмаклары ^нижегородские частушки (пример 15). Последние получили широкое распространение у сергачской подгруппы татар-мишарей, проживающих в Нижегородской области. Образцы нижгар такмаклары среди носителей традиции бытуют также с другими названиями — картош кое (по тексту начальной строки напева), урам кое, кыска кой, авыл кое. М. Нигмедзянов отмечает содержательную универсальность, полифункционалыюсть напевов данного жанра, его способность обслуживать «самые различные тематические группы» (Нигмедзянов, 2003, с. 172—173). Основные характеристики поэтической и музыкальной организации его образцов совпадают со второй жанровой разновидностью величальных и корильных песен свадебного комплекса татар-мишарей (см. с. 62 настоящей работы).
Среди мишарей Нижегородской области бытует еще один этнически репрезентативный жанр традиционной культуры — тоймэ такмагы (так-
- Київ+380960830922