Ви є тут

Теория и практика интонирования в современной вокальной музыке

Автор: 
Иготти Елена Юрьевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2011
Кількість сторінок: 
170
Артикул:
133018
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение............................................................................3
Глава первая. Вокальный язык — система звукового выражения человека................10
1. Фонационный способ звукоизвлечения. Звук - основа певческого и речевого принципа работы фонационного аппарата.........................................10
2. Спектральная характеристика звука.............................................15
3. Вокальная интонация - семиотический знак......................................19
4. Слуховое восприятие...........................................................22
5. Певческая интонация...........................................................26
6. Примарный тон ...............................................................29
7. Скользящее и ступенчатое интонирование........................................31
8. Речевая интонация.............................................................33
9. Звуки речи....................................................................41
Глава вторая. Новые приемы звукоизвлечения в вокальной музыке XX века и способы их фиксировании............................................................45
1. Нотация в современной вокальной музыке........................................45
2. Возникновение потребности в новых способах записи.............................49
3. Особенности нотации фольклорной музыки........................................51
4. Временная и высотная организации музыки. Способы записи.......................53
4.1 Способы записи высотной организации вокальной музыки.......................58
5. Способы записи речевых элементов звукоизвлечения..............................64
5.1 Фонема как элемент речевого способа звукоизвлечения........................68
6. Цели и задачи современной нотации.............................................86
Глава третьи. Практическое использование новых приёмов современной вокальной музыки.............................................................................90
1. Практическое овладение скользящим и ступенчатым интонированием (образами «скольжения» и «шага»)........................................................93
2. Принципы взаимодействия образов «скольжения » и «шага».................96
3. Использование различных видов памяти для закрепления приобретенных навыков звукообразования..............................................................98
4. Использование динамики дыхания в образе «скольжения» и «шага». Принцип тиражирования примарного тона на непрерывном и дискретном интервалах..........99
5. Фольклорные основы интонирования современной вокальной музыки. «Память на высоту»......................................................................102
6. Стилистическая общность фольклора и современной музыки. Знакомство с образцами
бесписьменной традиции..........................................................107
7. Практические рекомендации по освоению образцов современной вокальной музыки. 118
8. Освоение вертикати и горизонтали (высота, дыхание, ритм, фонема, речевая интонация)..................................................................121
Заключение......................................................................................151
Список литературы.................................................................160
2
Введение
Актуальность исследовании. Исследования, посвященные проблемам исполнения современной музыки, сами по себе обречены стать актуальными, ибо освещают вопросы, научный анализ которых осуществляется, как правило, впервые и охватывает стилистическое «поле», разработка которого сплошь и рядом не имеет и не может иметь утвердившихся традиций. Инерция былых, давно устоявшихся понятий, категорий и дефиниций довлеет, однако, над необходимостью применять новые инструменты
анализа. Привычное же далеко не всегда даёт адекватный музыкальному материалу аналитический результат.
Всё это в полной мере относится к теме дайной диссертации. Как
известно, специфика интонирования вокальной музыки состоит в
обязательной опоре на предварительные представления слухового образа с целью озвучить соответствующую интонацию. Академическое образование формирует голос певца, опираясь на язык XVIII-XIX веков. Этот процесс осуществляется на классическом материале, базирующемся на
трёхфункциональной системе квадратной структуры с опорой мелодии на гармонию. В меньшей степени используются достижения эпохи романтизма, и фактически игнорируется современная музыка.
Такие смысловые элементы музыкальной речи, как неквадратная структура, децентрализованный лад, частая смена устоев, нстемперированный строй, свободная метрика, сложная ритмическая организация и т.д., кардинально отличают музыку ХХ-ХХІ веков от произведений предыдущих трёх столетий и являются общими и для авангарда, и для музыки тональной ориентации. Особенностью современного вокального языка стало использование всего богатства возможностей голоса и органов речи для формирования процесса фонации1. При этом
1 Фонация (от грсч. phone - звук, голос) п фонетике, физический процесс образования речевых звуков, воспринимаемых слухом. Фонация - совокупная активность органов речи, обеспечивающая
3
Для этого было произведено спектральное исследование записи голоса одного вокалиста (автора диссертации), воспроизводящего короткие однотипные вокальные фрагменты (звук «а'») четырёх типов:
A) Чистый тон
B) Классический вокал
C) Фольклорное пение
D) Фонема
Спектральный анализ производился при помощи компьютерной программы Audacity 1.3.10-beta.
Анализ чистого тона ничего неожиданного не показал - ярко выраженный основной тон и обертоны.
16