2
Содержание:
Введение 3
Глава 1. История и методология изучения причети 8
Глава 2. Похоронные причитания 45
Глава 3. Календарно-обрядовые и пародийные причитания 97 Заключение 130
Библиография 134
Приложения:
1. Рассказы о похоронно-поминальных обрядах 143
2. Фотографии 152
3
Введение
Среди традиционных жанров русского фольклора причитания1 занимают особое место. На протяжении многих веков этот жанр являлся обязательной частью этнической культуры. Бережно передаваемая из поколения в поколение, практика исполнения похоронных плачей сохранилась и по сей день.
Именно поэтому причитания доносят до нашего времени элементы языческой культуры и первобытных верований. И в поэтическом, и в музыкальном смысле причитания полны архаических формул, несущих важнейшую семантическую нагрузку. Вместе с тем современное бытование плачей меняет и преобразовывает эти формулы, наполняя их новым содержанием.
Русская причеть до сих пор не была изучена в той полноте, в которой этого заслуживает. Исследователь-фольклорист, впервые обратившийся к жанру причети, сталкивается с большими затруднениями. Из огромного массива неоформленных, незаконченных, неоднородных отрывков он стремится вычленить завершенные произведения искусства и, находя их, отбрасывает все остальное. Между тем, цельная картина плачевой культуры2 может сложиться только из полного объема представлений и знаний об этом необычном жанре. Основываясь на раннефольклорном происхождении причети, мы в нашей работе хотели бы отказаться от некоторых сложившихся штампов и стереотипов, расставить некоторые новые акценты в представлении о ней.
Современный подход в исследовании фольклора делает невозможным изучение причети вне ее интонирования, а также вне контекста - обряда или конкретной ситуации. Только комплексное изучение причитаний является наиболее адекватным и дает возможность изучать реальное культурное явление, а не его отражение. Для этого необходимо рассмотрение жанра в совокупности этнографических, филологических и музыкальных компонентов. Основной методологической установкой данной работы является понимание похоронного
1 Слово «плач» в народной и научной терминологии имеет множество эквивалентов, имеющих региональное происхождение: крик, вопль, воп, вой, голошение, причитание, причет и т.п. Вопрос этимологии и значения этих слов сам по себе необычайно интересен, но не рассматривается в данной работе. Мы будем пользоваться всеми вариантами этого понятия, так как они преимущественно означают одно и тоже. Аналогичным образом мы применяем народную терминологию по отношению к исполнительнииам - плачея, плакальщица, голосилка, вытница, вопленица и т.д.
2 Этот термин введен Т.А. Бернштам. См.: Бернштам Т.А. Свадебный плач в обрядовой культуре восточных славян. Русский Север. - Л., 1986. С. 93.
14
иной мере все ее участники на материале разных регионов рассматривали особенности русской плачевой культуры27.
Важные изыскания этнографов, лингвистов и археологов по вопросам, связанным с погребальным обрядом, были опубликованы в книге: «Исследования в области балто-славянской духовной культуры». Этот сборник посвящен разностороннему изучению обряда с реконструкцией индоевропейского ритуала и словаря с особым вниманием к языковым фактам. Музыкальные данные также могли бы занять свое место в этом ряду, однако авторы признают себя в статьях «совершенно некомпетентными в музыковедении»28.
В это время (70-80 годы XX века) на первом плане для исследователя находился подробный структурный анализ фольклорного материала. Образцом музыковедческого подхода тех лет к жанру можно считать статью A.B. Рудневой «О двух вариантах плача "Пора встать ото сна беспечального"»29. С помощью метода реконструкции автор рассматривала процесс образования формы коллективного причета в сравнении с севернорусскими песнями. Напевы северных свадебных причетов сегментировались, перекомпоновывались и приводились к общей стиховой и мелодической схеме.
Подробный структурный анализ характерен и для филологических исследований этого периода: из плачевых текстов ученые выделяли различные мотивы, группировали рисуемые ими образы. Например, А. Васильев в своей статье30 выстраивал подробные планы причитаний, с выделением экспозиции, завязки и прочих стадий драматического развития. Однако в полной оторванности от хода реального обрядового действия, без соотношения с ритуальной значимостью текстовых блоков эти композиционные особенности кажутся привнесенными логикой диалектических законов. В плачевой культуре действуют
27 Например, Лапин В.А. (Ленинград) Свадебное групповое «голошенье» - песня или причеть? С. 44-47; Резниченко Е.Б. (Москва) Одиночные причитания нестабильной звуковысотной организации (на примере свадебных голошений Пинеги и Летнего берега Белого моря). С. 37-40; Калужникова Т.Н. (Свердловск) Свадебные песни и причитания Среднего Урала. С. 112-114. Музыка русской свадьбы (проблемы регионального исследования). Тезисы докладов научно-практической конференции (г. Смоленск). - М., 1987. М.А. Лобанов в плачах Горьковской (Нижегородской) области выявляет резкую смену одних стилевых характеристик другими, основываясь на таких музыкальных показателях, как протяженность и форма напева, устойчивость стиха и плачевая словообрывная пауза.
21 Исследования в области балто-славянской духовной культуры. - М., 1990. С. 98.
29 Руднева A.B. О двух вариантах плача «Пора встать от сна беспечального» // Памяти К. Квитки. Сборник статей. - М., 1983. С. 138-149.
30 Васильев А. Композиционные особенности похоронных причитаний // Русский фольклор, т. XII. Из истории русской народной поэзии. - Л., 1971. С. 91-101.
15
иные правила формообразования и искать их необходимо в совокупности этнографических, филологических и музыкальных компонентов.
Параллельно со структурно-типологическим методом в отечественной фольклористике Э. Алексеевым был разработан метод сравнительно-исторической классификации типов интонирования. Его работа «Раннефольклорное интонирование»31 представляет собой музыкальнотеоретическое исследование, основанное на сравнительном изучении разнонациональных фольклорных образцов в историческом и эстетическом ракурсах. Поскольку объектом изучения явились преимущественно ранние пласты фольклора, то причитания как архаический жанр часто попадали в круг внимания автора. Теоретический подход автора при этом отличается широтой охвата и свободен от большинства устоявшихся представлений.
Для нас стал важным основной метод, примененный Э. Алексеевым в исследовании: «построение рабочих моделей теоретического осмысления элементарных (изначальных) принципов формирования высотных структур»32. Понимая моделирование как умозаключение по аналогии, Алексеев широко использует его для гипотетического воспроизведения путей исторического становления звуковысотных структур. В нашей работе мы пытаемся применить этот метод по отношению к причитаниям.
В этномузыковедческих статьях 90-х годов, посвященных плачевой традиции, поднимались мало изученные ранее связанные с ней вопросы. Мы имеем ввиду статью Е. Резниченко «Некоторые вопросы интонирования севернорусской причети»33, в которой манера интонирования обсуждалась как важнейший компонент причитывания, и статью Кастрова А.Ю. «Напевы пудожских причитаний тирадно-строфической композиции»34, где рассматриваются принципы формообразования в причетах.
Только в последние годы были сделаны попытки комплексного исследования причети с точки зрения разных областей науки. Такой подход нашел отражение, прежде всего, в работах Н.Ю. Данчснковой «Народные представления о “том” свете и художественная система владимирских
31 Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. - М., 1986.
32 Там же. С. 164.
33 Резниченко Е. Некоторые вопросы интонирования севернорусской причети // Фольклорный текст: функция и структура. - М., 1992. С. 116-129.
34 Кастров А.Ю. Напевы пудожских причитаний тирадно-строфической композиции // Русский фольклор, т. XXIX. Материалы и исследования. - СПб., 1996. С. 192-241.
- Київ+380960830922