Ви є тут

Хоровое пение в музыкальной культуре Дона : XVIII - начало XX вв.

Автор: 
Вальченко Альвина Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275046
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
2
Список сокращений и аббревиатур............................................3
Введение...................................................................5
1. Становление и развитие церковной певческой культуры на Дону
1.1. Предпосылки формирования хорового исполнительства (XVII в.).......18
1.2. Богослужебная певческая практика в донских храмах
(XVIII - начало XX в.).................................................28
2. Профессиональное хоровое исполнительство (XVIII - начало XX в.)
2.1. Войсковая Черкасская соборная певческая капелла...................48
2.2. Войсковая капелла - Войсковой певческий хор.......................56
2.3. Архиерейский хор (1829-1918)......................................79
3. Хоровое искусство в панораме общественной жизни ОВД
3.1. Хоровое пение в системе образовательных учреждений................97
3.2. Пение как учебная дисциплина.....................................118
3.3. Любительское хоровое исполнительство.............................134
Заключение...............................................................153
Библиографический список.................................................159
Список архивных источников...............................................180
Список публикаций периодических изданий..................................186
Приложения
Приложение 1. Хоры при церквах ОВД...................................201
Приложение 2. Учителя пения и музыки учебных заведений ОВД...........219
Приложение 3. Программы концертов....................................241
вд Список сокращений и аббревиатур - Войско Донское
ГЛРО - Государственный архив Ростовской обл.
ГУВУЗ - Государственное управление высших учебных заведений
ДЕУС - Донской епархиальный училищный совет
ДЕЖУ - Донское епархиальное женское училище
ДВВ - Донские войсковые ведомости
ДД -Донские дела
ДДК - Донская духовная консистория
ДДС - Донская духовная семинария
ДЕВ - Донские епархиальные ведомости
дов - Донские областные ведомости
дцс - Донская церковная старина
КГНТУ ккх - Краевое государственное научно-творческое учреждение Ку
ккв банский казачий хор - Кубанское казачье войско
мнп - Министерство народного просвещения
МП - Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь
нмидк - Новочеркасский музей истории донского казачества
ОВД - Область войска Донского
овдск - Области Войска Донского статистический комитет
ПСЗРИ - Полное собрание законов Российской империи
ПСПРВПИРИ - Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомст-
РАМ ву православного исповедания Российской империи - Российская академия музыки им. Гнесиных
РАН - Российская Академия наук
РГВИА - Российский государственный военно-исторический архив
РИИИ - Российский институт истории искусств
РФ СПбГУ- - Ростовский филиал Санкт-Петербургского государственного
ки университета культуры и искусств
совдск - Сборник Области войска Донского Статистического комитета
23
ложение, погибали от военных действий, церковные книги, присланные с царской посылкой, сохранялись в первую очередь.
Не имея больших храмов в городках, донские казаки покровительствовали нескольким монастырям, являвшимся своеобразными «казачьими колониями» среди Тамбовской и Воронежской земель - Николаевский Чернеев в Шацке (основан в 1573 г.) и Живоначальныя Троицы в Борщеве (в 1623 г.) - монастыри были не только их религиозными центрами, но являлись и местами их более длительного пребывания (Дубасов 1884, с. 24, 26)8. По словам исследователя «Троицкий монастырь... если не отличался богатством, как некоторые древние (выделено мною. - А. В.) русские монастыри, то и не беден был». В церкви монастыря «книг довольно», среди них и певческие - Обиход, Октоих, Ирмологий. При этом «ходим мы около монастыря с пением со кресты по Воскресеньям и по Владычным праздникам и на Ердань...» (Там же, с. 38)9.
Постепенно утрачивая влияние на воронежские и тамбовские монастыри (к 1684 г.)10, донцы обзаводились собственными: в 1652 г. Усть-Медведицким Спа-со-Преображенским, в 1688 г. - Мигулинским Троицким, в 1693 - Кременским Вознесенским. Двигало казаками в основном желание сохранить независимость в церковном отношении. Первый воронежский епископ Митрофан характеризует положение дел на Дону в то время: «у нас место украинское и всякого чину люди обыкли жить неподвласно, по своей воле» (Донецкий 1903, с. 923). Следует заметить, что служили в этих монастырях «бродячие и пришлые попы» (Кириллов 1909, с. 171).
Риск и опасности походной жизни давали много поводов и для паломничества к святым местам «помолиться и оброк своей души грешной свесть» (ДД 1906, стб. 34) в Астрахани (Живоначальной Троице), во Владимире (Богородице Вла-
1 Так, в 1640 г. в монастырской слободке одного ю тамбовских монастырей пребывал «двор донского казака и четыре двора монастырских детенышев». В слободке Троицкого монастыря «три двора донских казаков» (Там же).
9 В эти монастырях жизнь не отличалась упорядоченностью и благолепием, как в «некоторых древних русских монастырях». Об этом косвенно свидетельствует письмо первого воронежского епископа Митрофана, написанное, правда, много позднее, в 1683 г. Он требует «смотреть, чтобы черные старцы и -грудники монастырские к церкви Божьей к вечерням, утреням и к литургиям, ко всякому церковному пению приходили бы без лености по все дни» (Донецкий 1903, с. 923).
10 Эти монастыри имели «полумирской характер», а, числясь в разных епархиях, признавали только власть войскового круга. Их истинное назначение - «быть школами благочестия» не соответствовало действительности: к концу XVII века «по неспокойному характеру своей внутренней жизни... оказавшись несогласными со своим назначением» некоторые были упразднены, другие потеряли статус войсковых (Донецкий 1903, с. 922; Ф. 46, оп. 1, д. 2. Об отходе Чернеева и Борщевского монастырей в ведение епископов Воронежского и Тамбовского. - Л. 6 об.).
24
димирской), Казани (чудотворному образу Казанской Божьей матери и Великим Казанским чудотворцам Гурию и Варсунофию), Курске (Пречистой Богородице), Можайске (Святителю Николаю Чудотворцу), Москве (Зарайскому Николе Чудотворцу и Московским чудотворцам Петру и Алексею, и Ионе, и Филиппу), Новгороде (Воскресению Христову в Деревяпицком монастыре), Соловецком монастыре, Царицыне (Пречистой Богородице в монастыре Сретенья Иконы Владимирской) (Донские дела кн. 1-4) «под начало в который монастырь пригож» (Там же 1913, стб. 316).
Особо посещаемым был Соловецкий монастырь - один из центров певческой культуры России тот времени. Как известно, молитвенное пение в этом монастыре было не только по праздникам, оно являлось основой ежедневного быта монашеской жизни. В Соловецком храме пела вся братия, вероятнее всего и паломники. Казаки приходили в Соловецкий монастырь поклониться покровителям воинства преподобным Зосиме и Савватию11, но не будет ошибочным и предположение о том, что в привлечении паломников не последнюю роль играла торжественность богослужения и монастырского пения. Во время походов казаки бывали и в иноземных христианских обителях, где слушали православную службу (Королев 1991, с. 150).
В качестве факторов, способствовавших упорядочению церковной жизни и развитию форм богослужебной практики на Дону, выступали и связи донцов с крупными христианскими центрами. В числе первых следует назвать Москву. Сношения донских казаков с Москвой не были регулярными до вступления на престол Михаила Романова (Мининков 1998, с. 320) и носили исключительно деловой характер. В это время связи, способствовавшие культурному обмену, приобретают регулярный характер. В Москву два раза в год снаряжаются станицы (отряды выборных казаков), плывшие до Москвы на своих судах и привозившие на Дон жалование, порох, свинец, оружие, церковную утварь, книги, колокола и пр. Там они размещались в Посольском приказе и обязаны были посещать службы в московских кафедральных соборах. Позднее, жалование и необходимые церковные книги донцам стали присылать.
11 Зосиме и Савватию молились о спасении и сохранении плавающих (Православный месяцеслов 1992, с. 115).