Ви є тут

Французская спектральная музыка 1970-1980-х годов : Теоретические основы музыкального языка

Автор: 
Шутко Даниил Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274972
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................3
Глава 1:
Спектральная музыкальная ткань..........................................19
Глава 2:
Ладовая система спектральной музыки
Часть I: Ладовая организация сонористической музыки
(общая характеристика)....................................56
Часть II: Путь к спектральной системе.............................77
Часть III: Спектральный лад в классификации ладовых систем........92
Заключение..............................................................112
Приложение 1:
Краткие биографические сведения о композиторах..........................121
Приложение 2:
Жерар Гризе. Структурирование тембров в инструментальной музыке.........129
Список использованной литературы........................................171
Введение
3
Введение
Спектральная музыка — одно из популярных течений в европейской музыкальной композиции конца XX века. Сформировавшись в русле французской композиторской школы, идеи спектральной музыки получили достаточно быстрое распространение по всей Европе и за ее пределами. Своему признанию она обязана целому ряду факторов, среди которых можно отметить важнейшие. Прежде всего, в отличие от большого числа возникших после второй мировой войны композиторских техник, спектральная композиция не является чьей-либо индивидуальной авторской идеей. Родоначальниками спектральной музыки общепризнанно считаются композиторы группы l’Itinéraire, в частности — Жерар Гризе и Тристан Мюрай, чьи взгляды на принципы музыкальной композиции различаются весьма существенно. При этом многие композиторы, сочинения которых признаются принадлежащими к спектральной музыке, вовсе не отождествляют собственные творческие установки с взглядами родоначальников течения. Добавим, что в современной Европе работает ряд композиторов, творчество которых очевидно развивает идеи спектральной композиции, но которые, тем не менее предпочитают комментировать собственное творчество через другие определения.
В целом совокупность направлений, объединяемых общим названием спектральная музыка, представляет собой достаточно пеструю и разнообразную картину. Спектральные методы композиции своим появлением врезались в целый клубок проблем, назревших в европейской авангардной музыке к середине 70-х годов XX века: от технически-музыкальных до социальных и культурологических. Спектральная музыка представила идею, внешне совершенно игнорирующую законы серийной композиции — техники, господствовавшей в 60-70-х годах в Европе (с разработкой в первую очередь этой концепции были связаны
Введение
17
Прежде чем перейти непосредственно к анализу избранных аспектов, обратимся к самому термину спектральная музыка, и попытаемся уточнить особенности его применения в настоящей работе.
С одной стороны, сам термин предполагает очень точное значение: буквально спектральную музыку следовало бы понимать как музыку, вдохновленную спектральным составом звука, то есть как некий музыкальный текст, звукоряды и созвучия которого имеют своим прообразом частотные спектры избранных в качестве модели конкретных по тембру звуков. С другой стороны, за этим значением скрывается общее направление композиторской мысли, заключающееся в стремлении «сочинять звучания»13, в чем можно достичь совершенства, если опираться не только на интуицию и слуховой опыт, но и на рациональное осмысление свойств материала своего искусства, то есть звука. В последней четверти XX века такое рациональное осмысление осуществили новейшие акустические исследования и методы электронной обработки звука. Закономерности, обнаруженные в этих областях, становятся ориентиром для творческой мысли. В этом плане под определение спектральная музыка попадает вообще все, что связано с переводом акустических знаний о звуке (подразумеваются, в первую очередь, спектрограммы и сонограммы) в музыкальную композициюу в параметры музыкального языка. Перевод частотного спектра в единицы звуковысотной системы здесь уже частный, хотя и весьма характерный случай.
13 В предисловии к первому исполнению цикла «Les Éspaces Acoustiques» Ж. Гризе сформулировал основные принципы примененной в цикле композиторской техники. Первый пункт этого списка: «сочинять не ноты, а звуки». Копия программы хранится в медиатеке CDMC (см. прим. 5 на с. 10) — G. Grisey: Dossier de compositeur.
Введение
18
Итак, термин «спектральная музыка», обладая одновременно и конкретным значением (в действительности, главное — способностью вызывать ощущение, что он обладает конкретным значением), и степенью обобщающего понятия (граничащего с расплывчатостью), вызывает различную реакцию у исследователей и провоцирует разнообразные истолкования.
Отсюда в использовании понятия спектральная музыка можно обнаружить всю гамму трактовок: от предельно узкой, технической (техника построения созвучий на основе подобия акустическому спектру) до предельно широкой, философской (новое, «тембральное» качество пространственно-временных отношений в музыке). Заметим, что обе интерпретации заложены уже в первом определении Ю. Дюфура.
В настоящей работе уточняются производные от основного термина спектральная музыка понятия, такие как: спектральный метод композиции (сочинение музыки с опорой на структурные закономерности акустического строения звука), спектральный музыкальный текст (произведения, написанные с помощью спектрального метода), спектральная музыкальная система (такие закономерности музыкального языка и музыкальной речи спектральных текстов, которые являются специфическими именно для данного метода композиции, причем вовсе не обязательно, чтобы все речевые закономерности таких произведений объяснялись только спектральной языковой системой— современные музыкальные тексты, как правило, полисистемны, это важнейшая особенность, которую необходимо учитывать при их анализе), и конкретизирующие последнее — спектральный лад, спектральная ткань, спектральный тип склада, к более подробному рассмотрению которых мы теперь приступаем.