Ви є тут

Проблемы формообразования в музыкальном минимализме

Автор: 
Крапивина Ирина Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
328
Артикул:
172949
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение .................................................................4
Глава I. Концепции времени в естественнонаучных и
гуманитарных исследованиях второй половины XX века..............25
Философские и естественнонаучные концепции времени..............27
Проблема времени в музыкознании ................................39
Глава II. О временной организации и характере формы-процесса
в произведениях композиторов-минималистов.......................51
Принцип остинатности и репетитивность...........................51
Техника паттернов: «форма-момент», «форма-интервал», «цикл» .. 60
Глава III. Прототипы техники паттернов ..................................72
Исторические предвосхищения.....................................72
Элементы техники паттернов в музыке конца XIX -
начала XX века ................................................ 84
Глава IV. Особенности композиции в произведениях С. Райха
60-70-х годов .................................................100
«Piano phase» ................................................ 100
«Music for pieces of wood» ....................................106
Техника паттернов ........................................... 109
О многослойности времени .....................................116
Глава V. Применение техники паттернов в жанрах академической музыки . 126
Концерт А. Пярта «Tabula rasa»................................127
Опера Ф. Гласса «Сатьяграха»..................................142
Соната для фортепиано С. Загния...............................157
Заключение ............................................................172
Литература.............................................................177
Приложения.............................................................193
Приложение 1. Примечания ..............................................194
Приложение 2. Нотные примеры...........................................209
Прототипы техники паттернов.............................209
С. Райх. «Piano phase» .................................223
С. Райх. «Music for pieces of wood»................... 225
С. Загний. Пьеса № 4....................................229
Д. Пярт. «Modus» № 4....................................231
Нотография............................................. 232
Приложение 3. Схемы произведений композиторов-минималистов.............234
Схемы пьес С. Райха.....................................234
Схемы музыкальной композиции оперы
Ф. Гласса «Сатьяграха»..................................239
Координация музыкального, вербального и
сценического рядов в опере Ф. Гласса «Сатьяграха».......255
Приложение 4. Персоналии...............................................266
Биографии композиторов и списки их сочинений............266
Комментарии авторов и исполнителей
«минимальной» музыки. (Пер. И. Крапивиной)..............276
Приложение 5. Аналоги техники паттернов в литературе и
смежных видах искусства.................................292
Репродукции гравюр М. Эшера и
скульптур минималистов..................................292
М. Эшер. Системное разделение плоскости
(Пер. И. Крапивиной)....................................295
31
расположением в пространстве, упорядочиваемым отношением «раньше (позже), чем». В таком понимании отсутствует объективное становление времени как необратимая череда возникающих и исчезающих событий. В противоположность статической концепции, динамическая модель признает объективную реальность, «течение» времени, т.е. различия между событиями прошлого, настоящего и будущего. Подлинным бытием, согласно этой концепции, обладает только момент настоящего: он является границей, разделяющей прошлое, которое уже реально не существует, и будущее, которое еще реально не существует.
Ценность исследований Молчанова видится, прежде всего, в последовательном раскрытии содержания обозначенных выше концепций путем анализа поэтапной кристаллизации каждой из них в исторической перспективе. Так, сравнивая субстанциальную и реляционную концепции, автор отмечает небогатую событиями историю первой. Зародившись в древности (в зороастризме время принималось как невозникающее, несоздаваемое, в силу чего рассматривалось как «творец мира»), она впервые была сформулирована Анаксимандром, который считал, что в основе всего лежит апейрон - вечное и неизменное начало, противоположное миру бренных вещей.
Разрабатываясь античными мыслителями (пифагорейцами, атомистами), мысль о независимости течения времени от движения материальных тел получила продолжение в средневековой астрономии. Здесь вопросы мировоззренческого и методологического характера теряют свою актуальность, а на первый план выходят метрические проблемы. Так, в трактате «О вращении небесных тел» Н. Коперник дает дефиницию среднего математического времени, тем самым выдвигая идею математически равномерно текущего времени. Он, наряду с Ф. Суаресом, П. Гассенди, Г.
32
Мором, И. Барроу, явился непосредственным предшественником Ныотона, новаторская миссия которого заключалась в обосновании первой научной, методологически выстроенной субстанциальной концепции времени. Знаменитый физик последовательно проводил идею абсолютного времени. Последнее (наряду с абсолютным пространством) существует объективно, автономно, неуловимо и обладает свойствами одномерности и необратимости. Механику Ныотона по праву считают кульминационной точкой в развитии субстанциальной модели.
Реляционная концепция насчитывает в своей истории большее количество фактов. Ее основатели - Платон и Аристотель - утверждали, что: 1) время не является вещью; 2) время связано с движением и взаимодействием материи. Таким образом, они отказывали времени в самостоятельном существовании без наличия движения и изменения материальных тел, считали время вторичным и производным. Аналогичные теории наблюдались у приверженцев эпикурейской школы.
Качественно новый виток в эволюции реляционной концепции - период ХУП-ХУШ столетий. Серьезной оппозицией Ньютону выступали Г. Лейбниц и Д. Юм, лейтмотивом которых был тезис об атрибутивности и субъектвности времени как отношения, устанавливаемого разумом человека, отношения между его восприятиями, ощущениями и впечатлениями. Субъективная трактовка времени присуща также И. Канту, который причислял его к области «феноменов», - тому, что он обозначал «формами явления». Они всегда существуют в сознании человека - константные и априорные, как чистое созерцание.
В XIX веке, в недрах классической термо- и электродинамики (Д. Максвелл, М. Фарадей, А. Пуанкаре) получает развитие положение о непосредственной зависимости главных временных свойств - необратимости