Ви є тут

Многоствольные флейты в традиционной культуре коми-пермяков

Автор: 
Жуланова Надежда Ильинична
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
172944
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Вступительные замечания
2. Многоствольные флейты коми: источники и материалы
3. О методах исследования
Глава 1. ИНСТРУМЕНТ
1. Разновидности коми-пермяцких многоствольных флейт и их названия Из чего делаются пэляны
2. Изготовление и настраивание многоствольной флейты: последовательность действий и основные приемы. Антропоморфные модели и меры
3. Конструктивные особенности коми-пермяцких многоствольных флейт
4. Инструмент и его части: народная терминология
5. Изготовление музыкального инструмента: ритуальная модель?
Глава 2. МУЗЫКА ДЛЯ ДВУХ-ТРЕХСТВОЛЬНЫХ ПЭЛЯН. ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1. Три типа инструмента - три типа музыки
2. Сольные звукоподражания
3. Коллективные полифонические игры:
а) Репертуар. Народная терминология
б) Участники игры и их роли
в) Регламент игры и правила поведения участниц
г) «Говорящие» пэляны или «устная нотация». Система артикуляционно-мнемонических формул
д) «Инвентарь» слогоформул
е) Географическое распространение формул
3
ж) Функции слоговых формул в пэлянной традиции
з) Принципы музыкальной организации полифонической ткани. Полиостинатность
и) Партии наигрыша и музыкальная ткань в целом. Дискретность и континуальность
к) Особенности временного процесса в ансамблево-полифонически
наигрышах. Идея бесконечного движения
л) Круг и путь: две пространственно-пластические модели.
Идея круговращения
м) Взаимопревращение времени и пространства
н) За пределами звучания. Психофизиологический механизм:
медитация и транс
Глава 3. МУЗЫКА ДЛЯ 6-12-СТВОЛЬНЫХ ПЭЛЯН.
ПЕНИЕ НА ИНСТРУМЕНТЕ И ПЕНИЕ С ИНСТРУМЕНТОМ: АККОРДОВОМЕЛОДИЧЕСКИЕ НАИГРЫШИ ДЛЯ 6-12-СТВОЛЬНЫХ ПЭЛЯН
1. Происхождение и распространение сольных наигрышей
2. Репертуар
3. Трансформация инструмента и его строя
4. Новый тип музыкального мышления. Музыкальная организация наигрышей
Глава 4. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МНОГОГОСТВОЛЬНЫХ ФЛЕЙТ В КОМИ-ПЕРМЯЦКОМ ТРАДИЦИОННОМ БЫТУ
1. Флейты Пана и социальное устройство традиционного общества
2. Флейты Пана и категория времени в традиционной культуре. Год и день
3. Флейты Пана и категория пространства в традиционной культуре. Круг и
путь: две модели пространственного устройства мира
23
Глава 1.
ИНСТРУМЕНТ
Разновидности коми-пермяцких многоствольных флейт и их названия.
Из чего делаются пэляны.
Самое употребительное и повсеместно распространенное на коми-пермяцкой территории название многоствольной флейты - пдлян или пдляшпз, что в переводе с коми-пермяцкого означает «дудка» или «дудки» (от глагола «пдльтпы» - «дуть»). Мы же почти везде в тексте будем пользоваться русской транскрипцией коми слова - поляны — ею, кстати сказать, нередко пользуются и наши деревенские информаторы (коми-пермяки издавна являются билингвами). Иногда коми-пермяцкие народные музыканты употребляют и собственно русское слово дудки.
Зюздинские пермяки (изолированная группа, проживающая в Афанасьевском районе Кировской области) называют свои многоствольные флейты зорки или зорьки, в соответствии с названием одноименного растения, из которого делаются эти флейты (в других местах оно называется зоргум, зарагум, зорагум - «полый стебель»). В коми-зырянской традиции, согласно сведениям, опубликованным П.И. Чисталевым (Чисталев, 1984 и др.) и нашим полевым данным (экспедиция 1996 г.), чаще всего встречаются народные термины пдляиъяс (Вычегда) и кушш чипсап (Прилузьс). Как уже было отмечено выше, ни в одном из десятков обследованных нами коми-пермяцких селений термин чипсап применительно к флейтам Пана не употребляется.
В качестве материала для изготовления многоствольных флейт в коми-пермяцких деревнях использовались разнообразные природные трубчатосуставные материалы*. Разновидности одного и того же по своей конструкции инструмента, сделанные из разных материалов, имеют несколько отличающиеся
24
звуковые (высотные и тембровые) качества и дополнительные определения в своем названии.
Единственная разновидность коми-пермяцких флейт Пана, которая хорошо сохранилась в деревенском быту до наших дней, изготавливается из полых стеблей дикорастущих зонтичных растений. В верховьях Камы и по ее притокам встречается множество видов зонтичных, и некоторые из них так или иначе используются в деревенском быту. Но для изготовления музыкальных инструментов годятся лишь некоторые. Умра /умра гум («медвежья дудка») и тури гум («журавлинна», «журавлиная дудка») - растения, из толстых и длинных стеблей которых делают одинарные флейты с одноименными названиями; на них играли почти исключительно парни и мужчины. Для женских же многоствольных флейт нужны либо пикап (он же вольгум пика//, то есть гладкоствольный пикан), либо уже упомянутый заргум.
Все без исключения пэлянистки оценивают дудки из заргума гораздо выше, чем пикановые. Зорки, по общему уважительному мнению, звучат громче (.горажык), и играть на них легче, так как они вбепитик (тоненькие).
Но зато и найти заргум труднее: он растет не везде, а только по берегам рек, и к тому же встречается довольно редко. Поэтому сфера употребления заргума намного уже, чем вольгум пикана.
Вольгум пикан (латинское название - Авдеііса бііуєбігіз; в русской традиции «дудник лесной») играет заметную роль в повседневной жизни коми-пермяцких крестьян. Это травянистое зонтичное растение (см. Приложение, рис. 1) всегда на виду, и главным образом потому, что начиная с весны и до середины лета оно много и охотно употребляется в пищу. С начала мая, когда появляются свежие молодые побеги пикана, женское население деревни собирает их в большом количестве. Едят их и в сыром виде, и отваренные в подсоленной воде, а также засаливают - заготавливают на зиму.