Ви є тут

Волочёбные (христославные) песни восточных славян

Автор: 
Латышева Светлана Александровна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
166
Артикул:
1000294760
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Этнографический контекст волочёбных песен
1. Пасхальный комплекс в годовом календарном цикле восточных славян
2. Волочёбные песни в контексте пасхального периода (этнография исполнения)
ГЛАВА И. Структура и семантика поэтических текстов волочёбных песен
1. «Господарский» цикл волочёбного репертуара: сюжетный состав, структура и семантика текстов
2. «Молодёжный» цикл волочёбного репертуара: сюжетный состав, структура и семантика текстов
ГЛАВА III. Типологическая систематика волочёбных напевов
1. Типология ритмических форм напевов
2. Типология эвуковысотных форм напевов ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена исследованию одного из жанров календарно-песенного цикла восточных славян — волочёбных (христославных) песен, которые известны как сопровождающие пасхальный обход дворов и исполняющиеся в честь хозяев и членов их семей. Волочёбные песни занимают особое положение в ряду календарно-песенных жанров восточных славян. Напевы, а также поэтические тексты данных несен обладают особенностями, выделяющими их среди других календарных песен. Кроме того, волочёбные песни - один из немногих календарных жанров, функционирующих в сфере вокально-инструментального музицирования. Несмотря на то, что данный музыкально-фольклорный феномен давно вызывал интерес учёных, до последнего времени он оставался недостаточно изученным. На сегодняшний день не существует целостного представления об этом жанре. Между тем волочёбные песни занимают важную позицию в календарном цикле: они
приурочены к одному из ключевых, порубежных моментов года, с которым в народной культуре связано начало нового периода календарного аграрного цикла. Комплексное представление о данном жанре - недостающее звено в системе знаний о катендарном цикле восточных славян. Актуальность диссертации, в которой предпринимается попытка составить подобное представление, заключается в заполнении этого пробела в исследовании восточнославянского календаря.
Наша работа отвечает современной ситуации в отечественной этномузыкологии, выдвижению в качестве её магистрального направления типологических исследований традиционной культуры восточных славян, и особенно её ритуальных форм. Анализ
з
ють. Там лежить шесть недель до Ушесстя» (Брн. Кмр.). Специальные действия совершались и со скамьёй: на Пасху (на Святой неделе, на Егорья) её выносили в жито, где она стояла до Вознесенья. Ср.: (-Расскажите, как вы на Егорья скамейку ставили на рожь. Это каждый отдельно делал?) Нет, вместе собирались. 3 иконою. Ну, и ставили скамейку. Поставят да попоють песни. Да, застилали скамейку эту. Да, скатерть - настолень. В жите, где жиго, да... Ходили кругом жита! Да, с иконой ходили. Ну, пели «Криста». А тогда (на Вознесенье - С.Л.) идёшь за скамейкой за етой» (Смл. Глн. Марьино). Или: «Выносють, бывало, скамейку. 11у, скатерть или полотенце. Булку хлеба. На рожь ставим, у жито. И стоить шесть нядель скамейка там. Да-а! Ставють, когда во икон носють - Святый няделе! Гада поставють, а ужо до Вознесенья стоить шесть нядель» (Смл. Глн. Белый Холм).
В перечисленных действиях семантически значимым является локативный код: перемещение обрядового предмета в иной локус, за пределы обжитого пространства. Очевидна и аграрная продуцирующая функция этих действий.
Важное звено в системе проводных ритуалов - первый выгон скота в поле, который обычно был приурочен ко дню Егорья (Юрья). Как установили исследователи, для традиционной культуры характерно представление о существовании связи между духами предков и скотиной /48/. Выгоняли скот освящённой в Вербное воскресенье вербой. Ср.: «Ломаем вербочку. Назавтрева встають детки. Мать возьмёт эту вербочку: «Верба, ксти, Бог прости!» Постсбаеть, тада эту- вербочку -за иконку. Как скотину выгоняем - обязательно надо с вербочкой. И на Ягорья, и када первый раз выгоняем» (Смл. Рсл. Чижовка).
Первый выгон скота сопровождался одариванием пастуха. Одаривали его праздничным «выносом» («выгоном, «выгонным»): хлебом, яйцами, пирогами, салом и пр. Ср.: «К Ягорью скот выгоняли, выносы
25
выносили пастуху: кусочек сальца, пяточек яичек, творожку, буханочку хлебушка. И сколько коровушек - столько носили вси. Это не плата, это как подарок пастушку, чтоб хорошо коровок пастил» (Смл. Ярц. Климятино). Пастуху в традиционном культуре приписывались особые возможности «из-за его связи со скотом и вообще с нечистой силой» /20, с. 145/. В данном контексте «вынос» пастуху может быть интерпретирован как установление обменных отношений между живыми и предками, как их ритуальное кормление.
Выпроваживание на «тот» свет потусторонних сил могло выражаться в выносе на Радуницу, Егорья ритуального угощения, предназначавшегося самым разным персонажам («родителям», полевому Хозяину, Егорию и др.) за пределы селения: на кладбище, в поле, в лес. Ср.: «Как обычно - [на Радуницу — С.Л.] ходят на могилки. Всё приго-тавливають. Блины пякуть, кашу, это обязательно. Носять у тарелках, у мисках. Собираются, на могилки ставят. Едять. А покойнику - как уже помянуть потом уже ложать на могилку. Ложку-две» (Смл. Шмч. Шибнево); «(-А не выносили ничего Полевому?) А-а! Хозяину! А это как только выгоняешь и пригоняешь: «Хозяин добрый, прими мою скотинку с хлебом, с солью и с добрым словом!» Всегда-всегда так говорили, когда у поле ж в первый раз. Да, тады хлеб приносишь назад. На печку залазишь и едишь его на печке, чтоб нихто не видав» (Смл. Рсл. Крапивна); "Когда коров выгоняють первый раз, во иясуть хлеб-соль: "Хозяин дворовый, Хозяин полявый, Хозяин лесавый, прими мой хлеб-соль, стереги мою коровку!" Во это положишь тамака, привяжешь на берёзку, на деревце, тады уже дамоу пойдёшь. А корова пошла пасться" (Брн. Сзм. Смелиж); "На Ягорья - относ Ягорью: хлеба крайчик у тряпочку положуть, понясуть у жито, там оставять" (Смл. Шмч.); «Это уже выгоняють коров первый раз - тады бяруть хлеба крайчик, сыпють сольки и гошоть в лес. Пригонють, гады коло кусти-
26