Ви є тут

Музыкальная жизнь уральской провинции конца XIX - начала XX веков : на примере Пермского края

Автор: 
Козловская Ирина Петровна
Тип роботи: 
на примере Пермского края
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
322
Артикул:
172574
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Работа выполнена на кафедре истории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки
Научный руководитель:
доктор искусствоведения, профессор М. Н. Дрожжина
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, профессор Б. Б. Бородин кандидат искусствоведения, профессор Н. В. Леонова
I
Ведущая организация:
Уфимская государственная академия искусств им. 3. Г. Исмагилова
Защита состоится «21» ноября 2008 г. в 16 час. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 210.011.01 по присуждению учёных степеней в Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки (630099, Новосибирск, ул. Советская, 31).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки
Диссертация разослана « » ___________2008 г.
Учёный секретарь диссертационного совета Доктор искусствоведения
Н. П. Коляденко
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ......................................................5
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ УРАЛЬСКОЙ ПРОВИНЦИИ И ОТНОШЕНИЯ IЩНТР - ПЕРИФЕРИЯ
Глава 1 ПЕРМСКИЙ КРАЙ КАК УРАЛЬСКАЯ ПРОВИНЦИЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX СТОЛЕТИЙ
1.10 понятии «провинция».....................................15
1. 2 Историко-географические, социально-экономические особенности, образование и культура Пермского края в контексте уральского региона 21
Глава 2. ДИНАСТИЯ СТРОГАНОВЫХ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ РЕГИОНА
2. 1 «Строгановская империя» и её роль в формировании культуры Прикамья..........................................................32
2. 2 Крепостная интеллигенция как движущая сила культурной жизни региона...........................................................39
Глава 3 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРАЛЬСКОЙ ПРОВИНЦИИ: ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕРОССИЙСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ
3. 1 Музыкальный быт; сообщества и организации; хоровая деятельность.............................................................44
3. 2 Музыкальный театр.......................................62
3. 3 Музыкальное воспитание и образование....................71
Глава 4. ПРИНЦИП РОТАЦИИ КАК ОСНОВА ОТНОШЕНИЙ В
МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЦЕНТРА И ПРОВИНЦИИ.
4. 1 Общая характеристика принципа ротации и его проявление в музыкальной жизни России..............................................83
4. 2 Кадровая ротация и фактор «музыкального гнезда».........87
4. 3 Репертуарная ротация и формирование звукового тезауруса.93
4. 4 Проявление ротационной диффузии в музыкальной жизни.....97
3
вания и просвещения. Своеобразие культурного развития отличало многие города Урала (Уфу, Челябинск, Вятку, Оренбург, Нижний Тагил), но в авангарде, особенно, в сфере музыкатьных достижений, несомненно шли два города Пермской губернии: губернская Пермь и уездный Екатеринбург.
31
Глава 2 Династия Строгановых и культурные традиции региона
2. 1 «Строгановская империя» и её роль в формировании культуры Прикамья
Отмеченный в предыдущей главе настоящего исследования высокий социокультурный уровень Пермского края на рубеже XIX и XX столетий был подготовлен всем ходом развития социально-исторических процессов региона. И здесь совершенно очевидна роль так называемой «Строгановской империи», оказавшей огромное влияние на последующее развитие всей культуры Прикамья.
Как уже отмечалось (ч.1, п. 1. 2), введённое исследователем В. В. Мухиным в научное ураловедение (и употребляемое им в самом широком плане) понятие «Строгановский регион» обозначает всю территорию Прикамья -западную сторону Уральского хребта [86]46. Структурным ядром «Строгановского региона» с точки зрения его кульгурного развития В. В. Мухин считает собственно Строгановские уральские вотчины, где общий культурный уровень (обусловленный, прежде всего, культурным уровнем крепостной интеллигенции) был достаточно высок. Ядро окружала своеобразная периферия -земли других участников Строгановских владений — Лазаревых, Всеволожских, Шуваловых, Голицыных. Там также господствовала «Строгановская» культура, развитие которой определялось двумя факторами. С одной стороны, старыми Строгановскими традициями, бытовавшими на всей территории до середины XVIII века и сохранявшимися в последующее время. С другой — живым примером Строгановского майората, на который продолжали равняться все при камские вотчины почти до конца XIX века. Влияние Строгановского региона распространялось почти на всё Прикамье, включая его центр - губернский город Пермь.
Истоки рода крупнейших промышленников России Строгановых идут
от разбогатевших поморских крестьян, деятельность которых начинается в
конце XV в. в городе Сольвычегодске (Вологодская область). Основателем
32