Ви є тут

Музыкальная жизнь г. Магнитогорска в 80-90-е годы : К проблеме функционирования музыкального искусства

Автор: 
Чернова Елена Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000311297
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ...................................................... 3
ГЛАВА 1. Особенности развития музыкально-культурного
процесса в Магнитогорске в 80 -90-е годы...................... 13
1.1. Общая характеристика музыкальной жизни города............ 13
1.2. Структура музыкально-культурного процесса и.
формы бытования музыкального искусства........................ 21
1.3. Система профессионального музыкального образования....... 46
ГЛАВА 2. Эволюция музыкальных интересов
жителей Магнитогорска......................................... 55
2.1. Характеристика прожективных интересов.................... 59
2.2. Характеристика деятельностных интересов.................. 64
2.3. Характеристика уровня музыкального вкуса................. 71
2.4. Динамика музыкальных интересов в целом................... 74
ГЛАВА 3. Роль музыкальной деятельности в формировании художественной и общей культуры населения города............... 79
3.1. Связь музыкальной деятельности с уровнем
интегрального художественного вкуса........................... 80
3.2. Связь музыкальной деятельности с развитием личности...... 88
3.3. Факторы формирования музыкальной культуры населения. 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................... 102
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 112
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................... 125
3
ВВЕДЕНИЕ
Осмысление музыкальной действительности, определение значимости музыки в общем культурном поле страны обусловливает актуальность для музыкознания таких проблем, которые ранее не являлись областями отдельного, самостоятельного исследования. К проблематике подобного типа относится изучение специфики бытования музыкального искусства на «периферии», анализ характера, условий, особенностей динамики музыкального процесса в, так называемой, «российской глубинке». Как справедливо отмечает И. В. Большакова, «на протяжении нескольких десятилетий внимание уче-ных-музыковедов, культурологов было сконцентрировано на столичных городах, музыкальная культура которых порой значительно отличалась от провинциальной» (17, с.З).
Правда, в последние десятилетия появился ряд диссертационных работ, посвященных исследованию самобытных музыкальных традиций, сложившихся в различных городах и областях России, таких как Самара, Екатери-нодар, Мещера, Тамбовский край, Казань, Дон и Приазовье, Иркутск, Ростов-на-Дону и т.д. (см.: 17; 19; 28; 49; 53; 81; 125; 150; 162), и помогающих в целом воссоздать музыкально-художественный облик России. Однако временные рамки изысканий в них ограничиваются XIX и началом XX веков, следовательно, положение музыкального искусства в нынешнем обществе не рассматривается, хотя такая потребность давно назрела. Между тем, освещение различных аспектов функционирования музыки в отдаленных от столичных центров регионах в настоящий период времени, а также ему предшествующий, необходимо, так как не только позволяет реально оценить современное состояние их музыкальной жизни и духовный потенциал населения, но и прогнозировать основное направление музыкально-культурного разви-
13
ГЛАВА 1
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА В 80-90-Е ГОДЫ
1.1.Общая характеристика музыкальной жизни г. Магнитогорска
Анализ музыкальной жизни Магнитогорска двух последних десятилетий представляется необходимым предварить краткой характеристикой процесса рождения и становления музыкальной городской культуры. Знаменательно, что собственно музыкальная история Магнитки восходит к началу 30-х годов - времени основания металлургического комбината, одного из гигантов отечественной индустрии. Город «начинал свою биографию в период построения социализма, поэтому в развитии музыкальной культуры нашли свое отражение <лучшие> представления теоретической мысли об идеале социальной жизни трудящихся новой формации», - пишет ректор Магнитогорской консерватории А. Н. Якупов (160, 15). Централизованное управление идейно-духовным состоянием общества, осуществлявшееся в соответствии с парадигмой политического строя, обеспечивало особое внимание к художественной сфере, способствовало форсированному «внедрению» разных видов искусства в культурную жизнь строящихся городов и поселков. Так, в 1931 году на постоянную работу в Магнитогорск приехала концертная бригада, состоявшая из выпускников Московской консерватории. «С первых же дней они активно включились в работу по пропаганде классической музыки - выступали в клубах, читали лекции в самых различных аудиториях, знакомя слушателей с творчеством Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Шумана и Шуберта» (99, 30). Одновременно в музыкально-культурном строительстве участвовала группа педагогов — учеников и сподвижников Б.Л. Яворского. Л. А. Авербух, М. М. Новикова, А. Л. Сулержицкий, В. А. Дехтярев и другие,
14
которые на практике претворяли «заветы своего учителя, одного из созидателей русского музыкального просветительства в начале XX века и советского музыкального образования в 20-годы» (97, 32). Как свидетельствуют материалы Музея музыкальной культуры города, в 30-е годы в городе работали композиторы М. Блантер, Д. Покрасс, М. Коваль.
Благодаря усилиям музыкантов-профессионалов, с увлеченностью приобщавших к музыке различные слои горожан, а также тому, что Магнитка сосредоточила на своей территории большое число высокообразованных технических специалистов, представителей интеллигенции, принимавших деятельное участие в процессе культурного становления, в молодом промышленном городе, не имевшем собственных культурных традиций, необычайно активизируется музыкальная жизнь, закладываются основы профессионального музыкального образования. «В Магнитогорске нет консерватории, и, тем не менее, мы смело можем назвать этот промышленный город металлургов музыкальным. ...Усилиями энтузиастов, бесконечно любящих музыку, возникла в Магнитогорске эта благодатная атмосфера» - подобные отзывы о «феномене» музыкальной Магнитки» можно было прочитать на страницах центральных газет в 60-е годы (160, 14).
Уже концу 70-х годов Магнитогорск выделяется среди молодых индустриальных городов не только промышленным потенциалом, но и развитой инфраструктурой музыкально-культурной жизни. Кроме музыкального училища, в нем функционировали 7 дневных музыкальных школ, 3 Дома музыки, 17 Дворцов культуры и клубов, филармония, хоровая капелла, хоровое общество, которые целенаправленно вели просветительскую и воспитательную работу среди населения. В это время регулярно организуются музыкальные мероприятия не только на городских концертных площадках, но и на предприятиях города и в прилегающих селах, интернатах, садах, школах клубах, ЖКО. Особое значение придается грандиозным музыкальным празднествам, собирающим значительное количество горожан на площадях и ули-