Ви є тут

Национальная идея в контексте мирового балета : на примере балета Сим Чхон

Автор: 
Чо Мисон
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278507
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
Содержание
3
Глава первая
История труппы «Юниверсал балет» и возникновение спектакля «Сим Чхон»
1. Начало корейского балета и национальный балет 10
2. Образование труппы «Юниверсал балет» и спектакль «Сим Чхон» 20
Глава вторая
Балет «Сим Чхон» - путь к гармонии составляющих
1. Сюжетная основа балета «Сим Чхон»
A) Источники. История формирования сюжета.
Либретто балета «Сим Чхон» 28
Б) Основная тема балета «Сим Чхон» 33
B) Характеристика персонажей 35
2. Основные черты музыкальной концепции балета «Сим Чхон» 38
3. Оформление (сценография, костюмы) 42
4. Исполнители 50
5. Эволюция балета во времени (редакции 1986,1987, 1988, 2001 гг.) 57
Глава третья.
Музыкальная и хореографическая образность балета
«Сим Чхон» в редакции 2001 года, режиссёр О. Виноградов 69
Заключение 136
Список использованной литературы 140
Приложения 149
2
Введение
Начало балета в Азии, как это ни парадоксально, тесно связано с Октябрьской революцией в России. В Японии и Китае основоположниками балета стали российские эмигранты, покинувшие родину вследствие революции, а корейцы познакомились с европейским балетом через Японию. Таким образом балет, зародившийся в Европе в XVI веке, лишь в XX веке достиг Азиатского континента через Россию. Такой разрыв во времени, а также национальные традиции и обычаи азиатских народов несколько затрудняли процесс освоения ими балетного искусства.
Российские преподаватели балетного мастерства, много лет проработавшие в Японии, делясь своими впечатлениями, пишут, что традиционная культура кимоно, а также привычка сидеть и ходить с соединенными вместе коленями, создают серьезные препятствия для таких базовых элементов в классическом балете, как выворотность.
Однако для корейцев подобной проблемы не существует. Это в первую очередь связано с тем, что корейцы, в особенности мужчины, сидят исключительно в позе, которая практически совпадает с позой лотоса, и в этой позе они проводят значительную часть жизни. Поскольку это поза, когда в сидячем положении согнутые в коленях ноги разворачиваются в стороны, то можно сказать, что положение en dehors является одним из самых распространенных и органичных в повседневной жизни корейцев.
Несмотря на сказанное выше, история балета в Корее началась с преодоления комплексов. Первопроходцы в области балета конца 1920-х годов, все как один, отмечали в своих воспоминаниях: «Балет - это сугубо западное явление. С нашими короткими ногами и руками, с нашей эмоциональной спецификой для нас он решительно неприемлем». Предпринимая первые попытки ознакомления корейцев с балетным искусством в 1930-е годы, специалисты но танцам сделали всё что было в их силах, и всё же затем отступились, сочли попытки приобщения корейцев к классическому танцу бесперспективными. Тогда они обратили взор к корейскому традиционному танцу.
Корейские зрители с пониманием отнеслись к подобному итогу, признали балет весьма далеким от корейской культуры, а потому не ожидали многого от этого вида искусства. Интерес к балету оставался присущ лишь
з
Хан Тон-ин начал самостоятельную деятельность после освобождения Кореи в 1945 году. Позднее он организовал Сеульскую балетную труппу. 9 октября 1946 года в Центральном театре1 был показан спектакль в честь основания труппы: первый акт - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена с хореографией Михаила Фокина, а второй - джазовый комедийный фильм «Желаю жизни».2 Эта труппа стала первой балетной труппой в истории Кореи; она также впервые в Корее представила классический балетный спектакль русской школы.
В последующий период Хан Тон-ин продолжал ежегодно ставить новые спектакли, среди которых была и классика - «Щелкунчик» (фрагменты), «Видение Розы» М. Фокина и хореографические хминиатюры, основанные на сюжетах из корейского фольклора.
В 1949 году четвертым поставленным на сцене балетом стал «Фазан», структурно разделённый на 10 частей. Основа постановки - сюжет из корейского фольклора. Для этой постановки Хан Тон-ин заново разработал сценарий, музыку, декорации, костюмы, попытавшись создать спектакль крупной формы. 3 Этот балет стал своеобразным продолжением поставленного в 1940 году Чо Тхэк-воном полного спектакля на корейский сюжет под названием «Журавль». Однако пока нам не удалось обнаружить каких-либо материалов или критических статей о последнем спектакле.
Пятый спектакль - «Принцесса-русалка», хореография Хан Тон-ина, музыка Грига - был запланирован на 24-30 июня 1950 года в Государственном театре (бывший кинотеатр Пумингван). Однако на второй день премьеры (25 июня) началась Корейская война (1950-53), поэтому театр пришлось закрыть.4
Во время войны Хан Тон-ин и ещё несколько артистов Сеульской балетной труппы 24 сентября 1950 года уехали в Северную Корею. По политическим причинам имя и творчество Хан Тон-ина долгое время находились под запретом. Оставшиеся в Южной Корее члены его семьи из-за страха политических гонений и наказаний сожгли все имевшиеся у них материалы, касавшиеся жизни и творчества танцовщика (фотографии, программы, афиши и т. п.).5
1 Центральный театр в действительности был кинотеатром.
2 Ким КЄн-хи. Состояние и развитие корейского балета в период до Корейской войны. // Образовательная танцевальная ассоциация Тэхан. - Сеул, 1998. №. 25. - С. 70.
3 Там же. С. 71.
4 Чо Тон-хва. Сорокалетняя история нового танца в Корее. (Полнлс собрание корейского искусства). - Сеул: Сэнвн мунхваса, 1962. - С. 79.
5 Сон Ки-сук. Современные корейские танцовщики. - Сеул: Народная Академия, 2004. - С. 181—
16
После окончания Корейской войны (1953) в Южной Корее начало работать новое поколение деятелей танцевальной культуры. Виднейшей фигурой среди них был Им Сон-нам. В связи с тем, что основоположники балета в Корее после Корейской войны оказались в Северной Корее, можно сказать, что история балета в Южной Корее начинается с Им Сон-нама.
Им Сон-нам родился в Сеуле в 1929 году. В семнадцатилетнем возрасте он впервые увидел спектакль Хан Тон-ина, после чего стал его учеником.1
Как уже отмечалось, в июне 1950 года из-за разразившейся Корейской войны не состоялся пятый спектакль труппы Хан Тон-ина, и приблизительно тогда же Им Сон-нам, желая избежать участия в военных действиях, уехал в Японию. В Японии он учился в «Академии балета Хатори - Симада» у Хироси Симады, одновремено работая в «Балетной труппе Хатори -Симада» при Академии.2
По окончании Корейской войны он вернулся в Южную Корею и в 1954 году основал в Сеуле «Академию балета Им Сон-нама». В 1956 году была создана «Балетная труппа Им Сон-нама». С этого времени он начал активно работать на родине и в результате завоевал широкую известность.3
Создание государственной балетной труппы
В 1962 году в состав открытого за двенадцать лет до этого Государственного театра вошли три труппы: оперная, драматическая и танцевальная.4 Государственная танцевальная труппа состояла из артистов трех направлений: современного танца, классического балета и корейского танца, при этом спектакли представляли собой синтез трех данных направлений и ставились преимущественно на корейские традиционные сюжеты. Труппа насчитывала всего десять членов, руководителем был Им Сон-нам. Артистам труппы зарплата не выплачивалась, финансировалась
185.
1 Ким Кён-э. Корейские танцовщики до 2004 года. - Сеул: Танцевальный форум, 2004. - С. 154.
2 Чо Ми-сон. Интервью с Ким Ок-сун, супругой Им Сон-нама. 2005.2 января.
3 15-17 июня 1956 г. Им Сон-нам показал спектакль в честь основания труппы. В программе -«Романтическая сюита», «Нарцисс», «Призрак Розы» и «Черное и белое», которые получили большое признание. (Пек Ый-сон. История развития искусства балета. - Ири: университета Вонгван, 1994. - С. 197.; Мун Э-рён. Люди в истории современного корейского танца. - Сеул: Взгляд, 2001. - С. 51.)
4 Ю Мин-Сн. 30 лет Корейскому Государственному театру (История корейского театра). - Сеул: Государственный театр, 1980.-С. 183.
17